Технология, эстетика, функциональность. Общие принципы выбора проектов

При строительстве дома следующий этап, после оформления земельного участка, это — архитектурный проект. Выбор проекта — определение спутника вашей жизни, ведь в качестве построенного дома проект останется с вами на многие годы. От удачного или неудачного выбора проекта во многом будет зависеть комфорт вашего проживания в новом доме, ваши радости и огорчения.

Архитектор Витрувий (I век до н. э.) писал: «Всё в архитектуре... должно делать, принимая во внимание прочность, пользу и красоту» или по-другому можно сказать: технологию, функциональность и эстетику. Это значит, что при выборе проекта необходимо найти удовлетворяющий вас компромисс между этими тремя принципами.

Как бывает при недооценке той или иной стороны архитектуры, легко проверить, проехав по нашим пригородам: удручающая тоска огромных сараев, где недостаточно была оценена эстетика, сразу подскажет, что это не тот путь, по которому разумно двигаться к реализации дома. Другая крайность — это недостроенные и заброшенные монстры, порождённые неправильной оценкой технологичности и экономичности проекта — памятники тщеславию их заказчиков.

Уже разработано огромное количество проектов, но продолжают появляться все новые варианты. Почему до сих пор нет неких универсальных архитектурных решений?

Совет

При выборе проекта зачастую определяющим фактором является эмоциональная составляющая — (красиво прорисованный проект, интересное решение в отделке экспозиционного образца дома). Мы призываем вас оценивать проект с практической точки зрения — внимательно изучить планировку, фасады и пр. Помните, что палитра современных материалов и технологий позволит сделать удобный проект красивым. И гораздо сложнее — наоборот.

Кирилл Буйко, генеральный директор ООО «Виллози Хаус»

Если изобразить технологичность, функциональность и красоту квадратиками, то всё выглядит очень просто. Однако в каждом доме сочетаются все три принципа одновременно, а наложение трёх квадратов друг на друга создаёт сложнейшие геометрические фигуры, и количество возможных вариантов бесконечно. А если к трём квадратикам добавить ещё и несколько иных: вкусовые особенности архитектора и заказчика, местные строительные традиции, особенности земельного участка, то легко понять причину бесчисленного разнообразия проектов.

Проекты индивидуальные, каталожные и типовые

Первый вопрос, на который вам предстоит дать ответ,— это нужен ли вам индивидуальный проект. Площадь дома не является определяющей — по индивидуальному проекту может быть построен и небольшой дом. Основных причин заказать нетиповой проект, пожалуй, две.

Во-первых, это наличие у вас особых пожеланий или представлений об эстетике дома. Например, вы хотите аквариум под стеклянным полом гостиной, где будут плавать золотые рыбки, или чтобы в вашей гостиной тихо журчал водопад, или вы предпочитаете, открыв дверь спальни, иметь возможность сразу опуститься в бассейн. Вряд ли найдётся готовый проект под такие пожелания.

Другой случай — когда у вас земельный участок обладает особенностями, диктующими необходимость индивидуальных решений, например, на участке ярко выраженный рельеф — у него удлинённые пропорции в одном направлении, или он имеет какие-то природные особенности.

Тогда вам лучше найти архитектора, который смог бы решить поставленные вами задачи. Надо отдавать себе отчёт в том, что индивидуальное проектирование — удовольствие дорогое и требует довольно много времени.

В иных случаях вас, как правило, сможет удовлетворить каталог, где можно найти подходящий проект. Таким образом, вы экономите несколько тысяч долларов, и практически сразу можете приступать к строительству.

Проекты каталога — это, по сути дела, повторно применяемые индивидуальные проекты, продаваемые через каталог. Чтобы убедиться в этом, в качестве примера, можно сравнить российский каталог и пролистать каталоги финских или немецких домов. На страницах последних — типовые проекты. Они скучны по архитектуре потому, что созданы, как правило, под конкретную строительную фирму, строящую такие дома по своей обкатанной технологии.

Каталожные проекты представляют собой «золотую середину» между типовыми и индивидуальными. При доступной цене вы имеете большой выбор и можете найти интересную архитектуру.

Эмоциональное восприятие архитектуры

Вы можете не слушать музыку, которая вам не нравится, или не смотреть фильм, который вас не интересует. Однако архитектура дома, в котором вы живете, воздействует на вас постоянно независимо от ваших желаний. Поэтому сила эмоционального воздействия архитектуры должна быть ниже, чем у других видов искусства.

Если вы в филармонии прослушали 5-ю симфонию Бетховена, то, вероятно, получили большое эмоциональное удовлетворение. Однако если бы вы слушали эту музыку постоянно, независимо от вашей воли, то быстро бы сошли с ума (вспомните «музыкальную шкатулку» из советского шпионского фильма, когда хорошего нашего парня пытают однообразной музыкой).

Совет

При выборе проекта очень важна элегантность архитектуры вашего будущего дома. Огромную роль в данном вопросе играют такие элементы как балконы, эркеры и сложные крыши. Но всегда нужно помнить, что именно они будут вносить удорожание в реализацию проекта, т. к. требуют больше материала, времени на возведение и мастерства.

Кирилл Буйко, генеральный директор ООО «Виллози Хаус»

Архитектура в большей степени, чем другие виды искусства призвана к нейтрализации человеческих страстей, её эмоциональная функция — успокоение, внушение душевного равновесия. Архитектура с её ритмом, чёткой геометрией и орнаментальной структурой вносит в жизнь ощущение порядка, стройности и гармонии и противостоит повседневным всплескам эмоций.

Спокойствие и безопасность, уравновешенность и гармония — такие чувства должно внушать произведение архитектуры.

К рождению экспрессивных, беспокойных архитектурных форм ведут подавляемые в подсознании архитектора чувства страха и агрессии. Наиболее часто встречающейся отрицательной эмоцией, которую может вызывать архитектура, психологи называют чувство тревоги. Прекрасны постройки Гауди в Барселоне или Хундертвассера в Вене, но представьте себе город, где все дома выполнены в подобном стиле,— это будет город сумасшедших, наподобие тех, которые без перерыва слушают Бетховена — своего рода, «архитектурная шкатулка». В оригинальный дом приятно прийти в гости и выразить хозяевам своё восхищение, однако жизнь среди экспрессивных форм удовольствие сомнительное.

Красиво — не значит сложно и сложно — не значит красиво

Построить красивый дом — естественное желание каждого. Но есть определённая опасность: у людей, утомлённых серостью и однообразием панельных городов, в изобилии разбросанных по всей стране, на подсознательном уровне возникает заблуждение, что «красиво» — это обязательно «сложно». На самом деле, это не совсем так, и здесь не следует ставить знак равенства.

Перегруженный деталями, углами и изломами (в плане) дом — ещё не предпосылка того, что он станет красивым и удобным, но это стопроцентная гарантия того, что он будет стоить много денег, времени и сил.

Важной эмоциональной составляющей архитектуры является возбуждение интереса. Психологи называют интерес главной эмоциональной предпосылкой человеческой деятельности. Проект должен вызывать интерес и содержать некую изюминку, что, на мой взгляд, очень важно.

Но каждая линия на чертеже архитектора — это ваши затраты. И эти затраты должны быть разумными. Глупо за серьёзные деньги построить сарай (для этого вообще не требуется проекта), но также глупо выбрать переусложнённый проект, что приведёт к неоправданным затратам. Есть много иных средств возбуждения эмоционального чувства интереса.

Образ дома

Совсем иная сторона вопроса — ваши личные вкусы и пристрастия. При выборе проекта имеет смысл сформулировать их для себя.

Образ дома — это иное понятие, чем архитектурный стиль. Стиль — достаточно специфическое явление и, чтобы чувствовать себя уверенно в стилистике, надо обладать специальными знаниями и опытом, но эта тема не является предметом статьи.

Образ в настоящем контексте я понимаю, скорее, как типологический характер дома: современный коттедж, замок, усадьба, бунгало и т. д. Перенесите свой повседневный бытовой вкус на архитектурный проект. Если вы любитель мебели в старинном духе, смокингов с бабочками и платьев с рюшами и женских локонов, то, быть может, для вас нужен дом в историческом стиле. Но если вы отдаёте предпочтение современным решениям, то и дом стоит строить, используя современные методы и формы.

Великая Тайна Архитекторов или как задействовать интуицию

Психологи утверждают, что когда встречаются мужчина и женщина, то они определяют в течение первых восьми секунд, подходят они друг другу или нет. Это работает интуиция как результат накопленной информации и опыта.

Чтобы помочь вам, я расскажу о тайне, которую знают, или, по крайней мере, чувствуют подсознательно все хорошие архитекторы. Эта тайна состоит в том, что между красотой чертежей и правильностью заложенных в них решений существует самая прямая и непосредственная связь.

Поэтому у хорошего архитектора на уровне подсознания заложено, что каждый выполняемый им чертёж должен быть красивым. Все легко понимают эту мысль, когда речь идёт о фасадах — это очевидно. Но на самом деле это положение универсально.

Бумага, конечно, способна вынести всё. Но если чертёж не красив, не гармоничен, то это означает, что при строительстве дома или при его эксплуатации возникнут проблемы. Наверное, в этом выражается закон всеобщей гармонии в мире. Никто не сможет доказать вам логически правильность этого утверждения — оно проверено только опытом многих поколений архитекторов.

Например, если некрасиво выглядит план дома, то это означает, что в этом доме будет неудобно жить.

Если некрасиво выглядит на чертеже деталь, например, сопряжения кровли со стеной, то это говорит о том, что в чертеже содержатся технические ошибки, и на практике эту деталь или вообще не удастся выполнить, или она не будет правильно функционировать.

Если на разрезе неэстетично смотрится лестница, то по ней неудобно будет подниматься.

Этот перечень может быть очень длинным — он охватывает все стороны проектирования и все части дома.

Как воспользоваться этим правилом при выборе проекта? Попробуйте уловить общее впечатление от проектов, не вникая в их детали, не рассматривая их подробно, то есть: сделайте примерно так, как при первой встрече с незнакомым человеком. Акцентируйте внимание на том чувстве, которое вы испытываете, и прислушайтесь к себе, не возникает ли у вас ощущение беспокойства. Проверьте, не «цепляется» ли за что-то взгляд.

Когда вы едете на автомобиле по гладкому асфальту, то ваш взгляд ровно и спокойно скользит по дороге. Но если в асфальте ямы и ухабы, то взгляд задерживается, цепляется за них. Если происходит нечто подобное при разглядывании проекта, то попытайтесь определить причину возникающего беспокойства. Как правило, там, где взгляд останавливается, в проекте есть ошибка.

Текст и фото: Владимир Тарасов, архитектор, генеральный директор ООО «Архитектурно-Дизайнерская Студия «Альфаплан»

«Загородное строительство» № 11–12 (51-52), ноябрь-декабрь 2009 г.

Похожие статьи: