Возрождение флюгера

Из точных приборов флюгер был «разжалован» в разряд безделушек и украшений. Однако это пошло ему только на пользу.

Есть вещи, начавшие свою жизнь как сугубо утилитарные устройства, а в дальнейшем превратившиеся в чистую декорацию, если не в подобие салонной шутки. Такая судьба постигла, например, солнечные часы, из серьёзного прибора, служившего для определения времени, сделавшиеся чем­-то вроде садовой скульптуры.

Сейчас в это верится с трудом, но и флюгер, роль которого сведена к украшению кровли, появился на свет для решения важной когда-­то практической задачи. Большая Советская энциклопедия сухо определяет флюгер, как «прибор для определения направления и скорости ветра, состоящий из металлической пластинки (флюгарки), поворачивающейся вокруг вертикальной оси по направлению ветра. Скорость ветра измеряют по отклонению другой металлической пластинки от отвесного положения».

Флюгеры Санкт-Петербурга

В традиционно сухопутной России силу и направление ветра было принято определять по форме дыма из трубы. Великий реформатор Пётр I, превративший нашу страну из места, откуда, по словам гоголевского городничего, «хоть три года скачи, ни до какого государства не доскачешь», в европейскую державу, обратил своё внимание и на такую небольшую вещицу, как флюгер.

Очевидно, первым петербургским флюгером стал ангел на шпиле Петропавловского собора. Известный нам ангел – уже четвёртый по счёту. Первый же был изготовлен по проекту самого Доменико Трезини, строителя собора, и сильно отличался от нынешнего. Ангел Трезини летел параллельно земле, и казалось, что он только прикасается к прямому, строгому кресту. Как пишет с некоторой иронией современный историк, этот ангел – «подросший брат непременных героев светской живописи того времени: проказливых амуров с розовыми попками и надутыми щёчками, которые, залетая в барочный храм, становятся смиренными ангелочками со сложенными ладошками». Первый ангел парил над городом 22 года, вплоть до той страшной ночной грозы, когда от молнии, ударившей в колокольню, деревянные конструкции шпиля загорелись, и он рухнул вниз, на собор. Восстановление Петропавловского собора затянулось на много лет, но и само здание, и ангел над ним были воссозданы в первоначальном виде. Правда, жизнь второго ангела оказалась совсем короткой: его хватило только на три года. Привычный для нас ангел, выполненный по проекту Антонио Ринальди, появился в 1778 году. Хотя он стал меньше по размерам и компактнее, зато у него освободилась рука, которой он с тех пор благословляет город. Нынешний ангел – копия ангела, сотворённого Ринальди, – был установлен в 1858 году, при замене деревянного каркаса шпиля металлическим (проект военного инженера Д. И. Журавского).

Другой всем известный символ Петербурга – золотой кораблик на шпиле центральной башни Главного Адмиралтейства – тоже служит флюгером. Существующее здание Адмиралтейства унаследовало эту знаковую деталь от построек петровского времени. В архивных источниках пока не удалось найти имя автора этого кораблика, хотя достоверно установлено, что прототипом для него послужил первый военный корабль Петра I. Казалось бы, значительно проще сделать такой корабль­флюгер одномачтовым, чтобы он приобрёл форму треугольника –самой прочной и устойчивой фигуры. Но ещё создатели самого первого адмиралтейского флюгера, простоявшего на прибалтийских ветрах полтора столетия, выбрали трёхмачтовый профиль, явно отдав предпочтение мемориальной роли кораблика.

Хотя Адмиралтейство Андриана Захарова и построено в стиле ампир, но его башня, да и сам кораблик, всётаки принадлежат эпохе барокко – с её «прорывами в бесконечность», столь соответствовавшими характеру Петра. В городе эпохи классицизма флюгеров уже нет, точнее, есть, но лишь старые. Снова к этой затейливой архитектурной детали обращаются в эпоху романтизма. У архитекторовромантиков флюгер становится и реминисценцией Средневековья, и напоминанием о «музе дальних странствий». Примерно со второй трети XIX века в городской застройке появляются дома с башенками, увенчанными флюгерами. Это было своего рода возвратом к петровским идеям сооружения вертикалей, но уже в иной системе, не дворцовой или имперской, а частной, повседневной. То эмоционально­пластическое состояние державного города, окна в Европу, которое создавалось вокруг центральных аристократических ансамблей, распространилось на рядовую застройку доходных домов. В облике угловых зданий, часто, особенно с 1880х годов, увенчанных куполами сложной формы, особую роль играли навершия как пластическое завершение перспективы и просто декоративная деталь, обогащающая облик дома.

Стилистика и «типовые проекты»

Временные рамки активного применения флюгеров в архитектуре ограничены восьмидесятыми годами XIX в. и десятыми годами XX в. Наличие башенок и угловых эркеров с куполами изысканной формы в домах, построенных в стиле неоренессанса и необарокко, тоже родилось из европейской традиции архитектурного романтизма, из желания внести черты куртуазной роскоши и аристократической привлекательности в повседневный быт буржуазного общества.

Неоготика, или более поздний «кирпичный стиль», прямотаки насыщены декоративным металлом. Миниатюрный городской особняк преобразился в многоквартирный доходный дом, сохранив при этом и свою чопорность, и трогательную попытку подражания большим соборам в их в устремлённости к небесам. Для флюгеров, украшавших подобные дома, характерен лаконизм силуэта, достигающийся использованием традиционных кузнечных приёмов, когда характер материала диктует пластику рисунка. Такой подход создавал глубокое единство архитектуры и декора, поскольку в «кирпичном стиле» архитектурная пластика строится с обязательным учётом свойств материала, и технологический приём возводится, таким образом, в ранг эстетики.

Был выработан и некий «типовой» проект флюгера, где флюгарка традиционно исполнялась в виде стилизованного флажка с нанесённым на него годом постройки и противовесом с завитком спирали, переходящим в трилистник. Здесь же находилась неизменная роза ветров с латинскими буквами, обозначающими страны света, а под ней – орнаментальная система противонаправленных волют и традиционное дифованное (сделанное из листового металла) яблоко. В некоторых случаях флюгер одновременно служил флагштоком и на его стержне располагались блоки для поднятия флага.

В дачной архитектуре флюгер всегда был призван подчеркнуть индивидуальность владельца. Русский стиль XIX века требовал вариаций на тему пушкинского «Золотого петушка». И хотя у Пушкина эта птица имеет довольнотаки зловещий характер, художественная выразительность силуэта петуха и древняя образность, связанная с ним, оказались сильнее, чем страх уподобиться царю Дадону. Если же говорить серьёзно, то петух на шпиле был древним символом бдительности, причём не только у славян.

Флюгеры сегодня

Естественно, что после 1917 года флюгер надолго исчезает из российской архитектуры, обобществлённой самым решительным образом. Послереволюционный конструктивизм был архитектурой по преимуществу горизонтальной. К немногочисленным вертикалям, допускавшимся эстетикой того времени, относились разве что фабричные трубы и антенны радиопередатчиков. Сталинский ампир также не принял флюгер как вещь, недопустимо легкомысленную, если не порочную идеологически. Возможно, именно в это время родилась невесёлая шутка о флюгере, который был намертво приколочен к крыше и указывал ветру единственно верное направление.

Сейчас, то есть в последние полтора десятилетия, флюгер, как и многие другие вещи, переживает новое рождение. Несмотря на то, что синоптики уже давно работают с гораздо более современными приборами, флюгер до сих пор используется в качестве запасного устройства при измерениях силы ветра. Как говорят специалисты, главное преимущество флюгера – его способность работать при выключенном электричестве, а также при сильных порывах ветра.

Утилитарное применение, это, конечно, хорошо. Но на первом месте всё же находится эстетическая ценность флюгера. В конце концов, и кошек сейчас держат вовсе не для того, чтобы они ловили мышей. Хорошо сделанный флюгер способен преобразить даже самый заурядный дом, сделав его загадочным и романтичным. Живой и подвижный, весёлый и переменчивый, флюгер обладает свойством изменять пространство вокруг себя. Дом, над которым он вертится, даже в отсутствие хозяев не покажется унылым и необитаемым.

Современный флюгер может быть изготовлен из самых разных материалов (включая фанеру и пластик), но наибольшей популярностью всё же пользуются металлические флюгеры – железные или медные. Технология обработки металла тоже может быть различной: к вашим услугам и традиционная ковка, и суперсовременная лазерная резка.

Однако некоторые вещи остаются неизменными. Так, выразительность силуэта флюгера определяется рисунком флюгарки. В каталогах современных фирм встречаются не только традиционные плоские вымпелы или петушки, но и более сложные объёмные конструкции – вплоть до забавных самолётиков­бипланов с вращающимися винтами.

Силуэт флюгера должен быть выразительным и лаконичным. С белёсыми питерскими небесами хорошо сочетается традиционная чёрная ковка. А привычные флажки или стрелы на расстоянии воспринимаются гораздо лучше, чем, например, силуэт бегущего гепарда.

Закончить повествование хотелось бы на шутливой ноте. Как пишут в популярных сонниках, установка (во сне) флюгера на крышу дома «означает боязнь непредвиденных событий и желание всё предусмотреть. Если же во сне вы вселяетесь в дом, на крыше которого находится очень красивый или необычный флюгер, это значит, что смена обстановки или смелое решение способны принести успех и благосостояние». Чего мы вам и желаем.

Текст: Максим Тимофеев

Загородное строительство № 2 (30), февраль 2008 г.

Похожие статьи: