Органическая архитектура Райта

ХХI век всё расставил на свои места. Наиболее интересным, перспективным, а также жизнеспособным на сегодняшний день является органический стиль в архитектуре загородного домостроения, возникший ещё в 1900-1950-х гг., благодаря знаменитому американскому архитектору — Фрэнку Ллойду Райту.

В эпоху всеобщей эклектики, в противовес функционализму и в какой-то степени модерну ХХ века Райт развивает идею так называемой «органической архитектуры», выдвинутую его учителем Л. Салливаном. Ситуация, если подумать, близкая и к нынешнему положению вещей, ведь сейчас именно эти направления доминируют на отечественном рынке архитектуры. По мнению современных архитекторов за органической архитектурой — будущее.

Все принципы органической архитектуры «стары как мир» и давно знакомы человечеству. Райт лишь синтезировал наиболее удачные из них и преподнёс в очень привлекательной оболочке, подложив под новое направление особую гуманистическую философию и интереснейшую эстетическую концепцию, чего там не было, так это подражания органическим формам растений и животных.

Сливаемся с ландшафтом

Основной отличительной чертой органической архитектуры является её «вписанность» в ландшафт, непрерывный диалог с Природой. Настоящий приверженец органической архитектуры никогда не будет выравнивать рельеф, чтобы упростить себе и строителям задачу, он не ищет лёгких путей воплощения задуманного, его сооружения всегда уникальны, как уникальна природа. Рельеф и природное окружение диктуют, каким будет дом, какой формы, какие нужно использовать материалы, каков будет цвет и фактура фасада здания. Чем более резкий перепад имеет рельеф, тем интереснее будет проект дома. По мнению Райта: «Каждое здание, предназначенное для человека, должно быть составной частью ландшафта, его чертой, родственной местности и неотъемлемой от неё. Мы надеемся, что оно останется там, где стоит, на долгое время. Ведь дом — не фургон...».

«Изнутри — наружу»

Помимо ландшафтных, климатических, исторических и прочих особенностей для Райта так же важен человек (не как абстрактное понятие, а как будущий владелец дома, заказчик, человек, для которого возводится дом). Поэтому вторым принципом органической архитектуры является антропоцентризм. Человек, как владелец дома, не просто важен: он, его потребности (практические и духовные), его психология, интересы, профессиональная деятельность становятся тем ядром, от которого архитектор отталкивается в создании и реализации проекта.

Вследствие антропоцентризма архитектурная форма развивается как организм, «изнутри — наружу» (этот принцип современной архитектуры был предложен ещё модернистами). И здесь вроде бы возникает конфликт интересов. С одной стороны, рельеф земли определяет форму дома, но и человеческие потребности оказывают значительное влияние. В том-то и заключается талант архитектора — найти ту грань, тот вариант, который бы в наилучшей форме совмещал все принципы органической архитектуры в полной мере. Из самых сложных случаев, как правило, и рождаются шедевры, например «Дом над водопадом» («Fallingwater») Райта, построенный прямо над ручьём-водопадом, а часть утёса, на котором стоит дом, стала деталью интерьера. Этот дом был назван критиками самой замечательной жилой постройкой ХХ века.

Стремимся к простоте

Ещё одним принципом органической архитектуры является её стремление к простоте, минимализм, простота геометрических форм, фасадов, материалов (преимущественно натуральных). Совершенно неуместен в этом стиле избыток декоративных деталей как снаружи, так и внутри, излишества в цвете, смешение и буйство фактур. А вот простор внутренних помещений и большая площадь остекления приветствуются.

Основная особенность райтовских домов заключается в их горизонтальной направленности, они как бы «стелятся» по земле, это впечатление усиливают и далеко вынесенные за пределы дома двускатные или плоские крыши. Они имеют свободный водослив, без водосточных труб и желобов, это значительно упрощает и удешевляет конструкцию. Веранда выдвинута вперёд, иногда как бы нависает над землёй и является неотъемлемой частью здания. Дома по преимуществу невысокие, в один-два этажа. Первый этаж используется как «подвал», т. е. в нём располагается холл, комната для игр и т. д., а вот жилое пространство, как правило, на втором этаже.

Что касается внутренних пространственных решений, то Райт упразднил подвальную часть, объединил столовую, кухню и гостиную в одно целое, ввел в дом открытый план. Большинство домов, построенных Райтом, имеют в плане крестообразную форму, образованную из двух взаимно проникающих объёмов разной высоты, с расположенным в центре очагом-камином. Так, от центральной части дома отходят все остальные по функционалу помещения, наподобие четырёх лучей.

Позаботился Райт и об интерьере. Главное — это, конечно, освещение. Помещения расположены таким образом (вспомним крестообразную планировку), чтобы свет в них проникал с трёх сторон. Традиционные источники освещения скрыты. Приборы отопления спрятаны под полом. Раздвижные двери при необходимости объединяют холл, жилую комнату, библиотеку и столовую в одно помещение. Что касается отделочных материалов, используемых в органической архитектуре, то они и сейчас выглядят свежо и интересно. Главное — контраст фактур, иногда цвета. Так, кирпичная стена камина или стена из грубого естественного камня легко сочетаются со светлой окрашенной стеной с тёмными деревянными перегородками.

Антропоцентризм и гуманизм Райта проявляются и в том, что он всегда искал возможность построить экономичные дома для среднего класса в органическом стиле. Это послужило толчком к использованию железобетонных и каркасных конструкций, элементов заводского изготовления. Получили эти дома название «североамериканских» или «юсоновских», от аббревиатуры USONA (Unites States of Nothern America). В основном это были одноэтажные дома L-образной формы, за счёт этого они вписывались в любой самый сложный ландшафт. Для этих домов характерны узкие ленточные окна под самым потолком, за счёт чего кажется, что широкая крыша словно парит над стенами.

Чтобы иметь представления о том, как работал Ф. Л. Райт, рассмотрим его проект для северного климата, под названием «Solar Hemicycle» («Солнечный полукруг»). Всё строение построено в форме полукруга, северная сторона которого находится на возвышении и полностью изолирована, а южная представляет собой сплошное остекление (из двухслойного стекла), чтобы солнечное тепло и свет могли проникать в дом даже зимой, здесь же располагаются двери. Чтобы летом на стёкла падала тень, а зимой солнечный свет беспрепятственно попадал прямо в окна, Райт особым способом сконструировал козырёк. Балкон соединяет спальни, он подвешен под потолком и держится на стропилах, закреплённых в полу балками, при этом первый этаж полностью свободен от каких-либо форм опор.

Источники вдохновения

Райт, стремившийся к простоте, гармонии, целесообразности и единению с природой, не мог удовлетвориться существовавшими на тот момент направлениями в архитектуре. Модерн был для него слишком «сложен», вычурен, пафосен. Функционализм — слишком далёк от природы, от того, чтобы учитывать индивидуальные особенности человека, местности, климата. Эклектизм, порой, совершенно не мог удовлетворить понятиям целесообразности и разумности.

Райта вдохновляли совсем другие направления в архитектуре — древние, «созревшие» в течение многих веков, простые и «разумные», как сама жизнь. Прежде всего, он опирался в своих исканиях на эгейскую и традиционную японскую архитектуры.

Где как не в Греции, можно встретить наиболее «органично» вписанные в окружающий ландшафт дома. Возьмём, к примеру, остров Санторини. Его геологические, территориальные, климатические, исторические и прочие условия обусловили появление особой архитектуры: здания высекались прямо в вертикальном слое вулканической породы либо строились на половину (часть выкладывалась из камня, а остальное высекалось в скале). Здесь именно природа, рельеф, материал, а не человек диктует строителям свои правила. Может именно поэтому — такие дома защищали своих владельцев наилучшим образом от землетрясений, влажности, зимой — от холода, летом — от жары. Что касается архитектурных особенностей, то такие дома достаточно просты, состоят из призм, цилиндров и сводов, покрытых сплошным слоем белой штукатурки. А ступенчатая планировка обусловлена сильной покатостью рельефа (ведь дома возводились на склонах скал). Здесь крыша одного здания является верандой следующего, а иногда даже частью городской улицы.

Но не менее сильное влияние на Райта оказала и японская архитектура. «Связь с природой, простота, идея традиций — всё что нужно, чтобы делать современную архитектуру»,— говорит известный японский архитектор Кишо Курокава. Как это созвучно идеям Райта.

Японский дом представляет собой комбинацию прямоугольных, кубических элементов, минималистичный, даже аскетичный дизайн, натуральные материалы, связь интерьера с внешней средой.

Как правило, это одноэтажная (реже двухэтажная) постройка, имеющая свободную планировку, симметрия вовсе не обязательна, как и другие композиционные построения. Стены, обращённые к улице, делались глухими, неподвижными, а выходящие в сад или внутренний двор — раздвижными, на лето убирались, таким образом, «впуская» природу в дом. Сейчас, с этой же целью, просто делается сплошное остекление. Крыша, благодаря длинным свесам, защищает от солнца и осадков. Она также подчёркивает горизонтальную направленность архитектуры. Все эти элементы нашли своё применение в органической архитектуре Райта.

Эксклюзивность в цене

Широкое распространение органическая архитектура нашла в Финляндии, может быть из-за трепетного отношения финнов к природе, в США и Европе. Постепенно и отечественные архитекторы обращают свой взгляд на органическую архитектуру. Уже строятся посёлки в Подмосковье, появляются отдельные интересные проекты. Например, коттеджный поселок "Шелестово премиум" расположенный на 24 км. Калужского шоссе реализовавший концепию Ф.Л. Райта не только в архитектуре проектов домов, но и в материалах, используемых при стоительстве. Самыми знаменитыми продолжателями органической архитектуры Райта являются Алвар Аалто, Рейм Пиетиль, Барт Принс.

В загородном домостроении за органической архитектурой, безусловно, будущее, поскольку она вобрала в себя всё лучшее за долгую историю развития архитектуры, и главным её преимуществом является уникальность, дом, построенный в органическом стиле, может быть только у вас. А эксклюзивность нынче в цене.

Текст: Ксения Кидяева

«Загородное строительство» № 9 (49), сентябрь 2009 г.

Похожие статьи: