Фахверк – старые традиции на современный лад

Изобилие не благоприятствует поиску нового. В истории архитектуры известно много случаев, когда стремление обойти препятствие оборачивалось неожиданными конструктивными и художественными открытиями. Один из примеров этого – фахверковая конструкция.

OSKO HouseАрхитектура, которую мы считаем классической, – это архитектура каменная. Дерево связано, прежде всего, со строительными традициями севера Европы. И, если в России (или, допустим, в Швейцарии) построить дом из целых древесных стволов не считалось расточительством, то другие страны испытывали дефицит лесных ресурсов. Поиск строительной технологии, в которой дерево использовалось бы экономичнее, привел к появлению фахверка.

Каркасные конструкции были известны и раньше. Но человек, который понял, что весь дом можно сделать точно так же, как делаются стропила под крышей, очевидно, был гением. Кажется, что подобные «пряничные домики», можно встретить только в Германии. Тем не менее, их много и во Франции (где такая техника называется коломбажем), и в Англии. В Англии строительная конструкция с деревянным каркасом, заполняемым кирпичом, или щебнем на растворе, именуется полудеревянной (halftimbered) или деревянной рамой (timberframed).

Деревянный каркас и наполнитель

OSKO HouseВ России за новой технологией укоренилось немецкое название (Fachwerk, от Fach – панель, секция и Werk – работа). Фахверк представляет собой пространственный каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных элементов и раскосов из деревянного бруса, промежутки между которыми заполнялись чем угодно – могли быть правильные ряды кирпича или мелкий, хаотически сложенный строительный мусор.

Полученные панели штукатурились, при этом несущие деревянные элементы обычно оставлялись на виду. Как ни странно, мастера меньше всего думали о внешней привлекательности постройки – просто под штукатуркой дерево интенсивно гниет. Однако тёмные, словно вычерченные по линейке элементы каркаса расчленяли аскетичные белые стены и придавали облику зданий особую выразительность, которую мы ценим до сих пор. Хотя такое здание (с точки зрения современного человека) прекрасно обходится без декора, мастера часто помещали на фасадах резьбу или скульптурные изображения.

OSKO HouseСовет
Фахверк представляет собой пространственный каркас, образованный системой горизонтальных и вертикальных элементов и раскосов из деревянного бруса, промежутки между которыми можно заполнять чем угодно: кирпичной кладкой, мелким строительным мусором или утеплителем (чаще всего используемым в наше время).

Достоинства фахверкового метода – помимо эстетических – также очевидны. Как писал Огюст Шуази в своей известной «Истории архитектуры»: «благодаря плохой теплопроводности дерева, построенные таким образом стены даже при малой толщине, представляют достаточную защиту от колебаний температуры; малая толщина их особо ценна в городах, где земельные участки дороги; легкость их позволяет использовать даже часть улицы, располагая над ней верхние выступы один над другим».

«Полудеревянные» дома, часть из которых относится к XIII веку, сохранились на улицах многих старых английских городов. Это превосходная декорация для фильмов о «старой доброй Англии», но гораздо интереснее усадебные дома XV–XVI веков, иногда представляющие собой настоящие – хоть и фахверковые – замки. Самое удивительное в них – контраст между сложной пространственной композицией и полудеревенской строительной методикой. Примерно такое же чувство вызывал бы бревенчатый небоскрёб.

Выразительность фасадов

Решетчатый каркас, составлявший основу этих зданий, оказался столь же подверженным смене стилистических предпочтений, как и каменные конструкции. В XV веке (и, видимо, раньше) здания были еще достаточно простыми, решетка деревянного каркаса, проступавшая на стенах, имела незамысловатый прямоугольный или диагональный рисунок. Зато уже в следующем столетии стилистическое сочетание поздней («пламенеющей») готики и отдельных ренессансных форм придало рисунку деревом по штукатурке невиданную ранее прихотливость. Линии каркаса определяли не только объем и структуру здания, но и выразительность фасадов. Здесь все было связано органично, все вплетено в единую систему, которая соединяет утилитарные и художественные компоненты в одно. И даже усложнение решётки, вызванное не техническими, а эстетическими причинами, не привело к разрушению этой средневековой целостности конструкции и формы.

Необычно большие размеры оконных проёмов – едва ли не самая яркая черта английских усадебных зданий, построенных в технике фахверка, как знаменитый Литтл Моретон Холл, находящийся в графстве Чешир, на родине знаменитого кота. Этот забавно выглядящий замок демонстрирует на всех фасадах такое соотношение остекления и камня, которое не снилось архитекторам позднейших эпох, вплоть до самого ХХ века (заметим, что у Англии выявляются неоспоримые заслуги перед новейшей архитектурой). Но здесь ширина окон определяется параметрами деревянного каркаса. Эта любовь к большим окнам была каким­то неведомым образом заимствована каменной архитектурой тюдоровского периода. Примером может служить ХардвикХолл в Дербишире, строительство которого закончено в 1596 году.

Возрождение интереса к средневековой архитектуре во времена королевы Виктории не обошло стороной и фахверк. Как декоративный приём фахверк получил большое распространение, особенно в усадебной архитектуре. Здание с цоколем из красноватобурого кирпича или рыжеватого песчаника и фахверковым, словно бы нарисованным, вторым этажом не нуждается в накладном декоре – оно само себе украшение. Одной из таких построек, которых в Соединенном Королевстве великое множество, может служить царскосельская усадьба великого князя Бориса Владимировича, построенная на рубеже XIX – XX веков специалистами английской фирмы «Мэйпл».

Модернизация фахверковой технологии

От фахверка ведёт своё происхождение американская традиция каркасного строительства с одной существенной поправкой: сложные сочленения деревянных частей были заменены соединением в стык на гвоздях. Это потребовало удешевления обработки металла (как ни странно это сейчас звучит, но ещё в начале XIX века гвозди были дороги) и дало толчок развитию строительства с применением неквалифицированных рабочих. А каркас, освободившись от заполнения битым кирпичом, зажил самостоятельной жизнью. Деревянные каркасные постройки (обшитые тесом или гонтом – своего рода деревянной черепицей) позволили быстро освоить огромные территории на западе США.

Нынешний высокотехнологичный фахверк появился в 1970-е годы. Это было время постмодернизма, то есть своеобразной, во многом эклектической реакции на распространение «современной архитектуры». Новые технологии деревообработки позволили справиться с недостатками, органически присущими древесине как строительному материалу. Сечение клееных брусьев и балок диктуется только конструктивной необходимостью, а их длина достигает 12 – 18 метров. Прочность этого материала также выше, чем у цельнодеревянных элементов. Несущие элементы конструкции покрываются защитными составами чёрного, белого, серого цвета или же бесцветными. Защитное покрытие имеет антисептические свойства и препятствует поражению древесины насекомыми и грибами. Обработанная подобными составами древесина не впитывает воду и устойчива к перепадам температуры, что особенно важно в условиях северного климата. Большинство элементов каркаса делается в заводских условиях, что ускоряет возведение дома и служит гарантией качества постройки.

Стеклянные стены

Современные постройки с деревянным каркасом могут иметь разную форму, размеры и назначение. Ограничение по высоте – до 3 этажей – разрешает построить как маленькую дачу, так и большой отель. Лёгкость конструкции, с одной стороны, позволяет обойтись мелкозаглубленным фундаментом, а с другой – упрощает постройку здания большого размера и оригинальной формы. Если учесть, что применение подобной техники не ограничивается исключительно жилым строительством, можно представить, что необычный внешний вид здания будет дополнительной рекламой для офиса фирмы, магазина или выставочного зала.

Деревянный каркас с редко расположенными стойками позволяет создавать широкие остеклённые поверхности – буквально от пола до потолка. Стеклянные стены дают потрясающий эффект раскрытия интерьера навстречу окружающему ландшафту. Днём такой дом наполнен солнечным светом, а в тёмное время суток эффектно смотрится со стороны за счет внутреннего освещения.

Совет

Современные постройки с деревянным каркасом могут иметь разную форму, размеры и назначение (коттедж, маленькая дача, большой отель и т. д.), но следует помнить, что существует ограничение по высоте – до 3 этажей.

Следует заметить, что стеклянные стены отнюдь не снижают комфортность проживания в доме. Большой вынос крыши и балконы дают тень в жаркие летние дни, и, наоборот, не мешают проникновению в помещение солнечных лучей осенью, зимой и весной, когда солнце не поднимается высоко над горизонтом. Благодаря современным утеплителям и использованию стеклопакетов из стекла с низкоэмиссионным покрытием, для отопления фахверковых домов требуется мало тепловой энергии. В результате, с этой задачей, даже в суровые морозы, прекрасно справляются камин и система тёплых полов.

У фахверка есть перспективы

Фахверковые дома относятся к быстровозводимым конструкциям. Каркас изготавливается в течение двухтрёх недель ещё столько же времени понадобится на его сборку, затем сразу можно приступать к отделочным работам, на которые уходит чуть больше времени. Всего за один сезон вы можете стать полноправным обладателем собственного загородного дома.

Фахверку в России предрекают большое будущее и не только в плане возведения коттеджных посёлков, административных и коммерческих зданий малой этажности, с помощью фахверковых технологий можно будет вести строительство, например, в небольших городах, постепенно избавляясь от обветшалого жилого фонда.
Нет ничего более банального, чем слова «новое это хорошо забытое старое». Тем не менее, старинная техника фахверка смогла обрести новую жизнь в изменившихся условиях. Не это ли – пример настоящей преемственности, когда новейшие достижения техники не отменяют находок старых мастеров, а только обогащают их?

Текст: Максим Тимофеев

«Загородное строительство», № 3 (31), 2008 г.

Похожие статьи: