Пользование водными объектами

Законное право граждан на доступ и пользование водными объектами может быть реализовано путём установления сервитута.

Все водные объекты на территории Российской Федерации находятся в федеральной собственности, за исключением прудов и обводнённых карьеров, расположенных в границах земельных участков, принадлежащих на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Такие пруды и карьеры находятся, соответственно, в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица или юридического лица.

Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

Использование водных объектов общего пользования должно осуществляться в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах и правилами использования водных объектов для личных и бытовых нужд, устанавливаемыми органами местного самоуправления.

Федеральным законом от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации» введено понятие «береговой полосы» и условия пользования береговой полосой.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьёв, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. В последнем случае ширина береговой полосы составляет 5 м.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Возникает вопрос о реализации законного права граждан на доступ и пользование водными объектами, если такой доступ перекрыт земельными участками, находящимися в частной собственности.

Законное право граждан на доступ и пользование водными объектами, может быть реализовано путём установления публичного сервитута для прохода или проезда через земельный участок и для свободного доступа к прибрежной полосе, согласно ст. 23 Земельного кодекса Российской Федерации.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учётом результатов общественных слушаний.

В случаях, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В случае нарушения собственником земельного участка условий публичного сервитута, на основании судебного решения, с него могут быть взысканы убытки, причинённые нарушением условий публичного сервитута, в доход государства или муниципального образования. При расчёте убытков могут быть включены затраты на снос самовольно возведённых построек и ограждений, расположенных в пределах береговой полосы.

«Землевладелец Северо-Запада» № 10, 2011 г.

Похожие статьи: