Вершины садового искусства

Выставки по ландшафтному дизайну — источник садовой моды. И нет ничего удивительного в том, что появившаяся в прошлом году на Chelsea Flower show спящая на пригорке нимфа из дерна и злаков заставила многих садоводов во всем мире задуматься: а может быть, их участку тоже не хватает «зеленых» фигур?

Существует не так много методик, позволяющих создать скульптуру из зелени. Наиболее древняя из них — это топиарное искусство. Возникшее в период расцвета регулярных садов и парков, оно позволяло поддерживать симметричность не только в системе планировки пространства, но и в абрисах растений. Стрижка поначалу имела одну цель: придать растениям геометрическую форму — идеальные шары, кубы и пирамиды буквально наводняли Версаль и подобные ему садовые шедевры. Затем мастера топиарного искусства позволили себе отойти от канонов — посредством стрижки сегодня на свет появляются фигурки зверей, зеленые велосипеды, мельницы, модели земного шара, и так далее и тому подобное. Топиарное искусство требует огромного терпения и специальных навыков, поэтому мало кто решается самостоятельно выстричь скульптуру-топиарий.

Задачу такого необычного озеленения во многом решили специальные заготовки под скульптуры — металлические каркасы в форме того или иного зверя. Их можно купить в садовом центре и далее руководствоваться принципами контейнерного озеленения, ведь невзирая на габариты это не что иное, как кашпо. Плодородный грунт и качественная рассада злаков или суккулентных растений (наиболее часто употребляемые представители царства флоры в таких случаях), а также регулярный полив, позволят вам иметь необычную клумбу-фигуру.

И, наконец, одна из вершин садового искусства — геопластика, а вернее та ее область, которая отвечает за создание скульптур из дерна. В ландшафтном дизайне этот природный и доступный материал использовался на протяжении многих веков. Достаточно вспомнить покрытые зелеными коврами каменные стены и кровли, столь характерные для сельских пейзажей Скандинавии и Великобритании. До сих пор с помощью дерновых полос озеленяют садовые скамейки, постаменты для цветочных ваз, имитацию руин на большом садовом участке и т. д.

В современной интерпретации создание скульптур из дерна выглядит следующим образом: на основе проволочного каркаса создается некая форма, заполняется торфом, песком и покрывается дерном, то есть кусками рулонного газона. Рулонные газоны в полной мере пока еще недооценены нашими садоводами, а между тем они позволяют за считанные часы одеть эстетичным травяным покровом холмы и различные земляные скульптуры.

Как правило, готовый газон в рулонах выращивают на специальных полях в течение двух-трех лет, а особая техника позволяет срезать его в виде полос насыщенной зеленой окраски, одинакового размера и толщины. Обратная сторона такого покрытия представляет собой густо сплетенный клубок корневищ, которые после укладки дают молодые побеги, и пласты газона плотно прирастают к грунту. Обрезки рулонного газона, свернутые в трубу, сами по себе становятся своего рода абстрактной скульптурой — выбрасывать их просто нецелесообразно. Но надо сказать, что скульптура из дерна не особенно долговечна и чаще всего становится украшением сада на один сезон.

Есть вариант создания скульптур из грунта. Такое украшение сада живет значительно дольше, однако требует серьезного подхода. Сначала делают опорную подушку, для которой можно использовать мелкие строительные отходы. Такой фундамент не позволит выложенным сверху слоям почвы «расползаться» из-за сезонных изменений температур и влажности. Затем выкладываются камни, насыпается грунт, укрепить который можно с помощью георешетки — одного из прогрессивных садовых изобретений последнего времени. Георешетка представляет собой полимерные ленты, скрепленные между собой в шахматном порядке и образующие гибкую ячеистую конструкцию, напоминающую соты. Простая технология установки георешетки не требует специальной подготовки, а раскладывающаяся конструкция удобна для транспортировки. Ячейки сот заполняются плодородным грунтом, в который можно засевать газонные травы или высаживать растения.

Этим же целям как нельзя лучше соответствуют и геоматы. Их изготавливают в виде регулярных или хаотичных волоконных трехмерных структур, сотовых либо других конструкций из полос геотекстиля или пластмасс. Трехмерная структура геомата защищает верхний слой земли и закрепляет корни произрастающей на ней травы, образуя единый блок, обладающий повышенной сопротивляемостью к дождевым потокам и движению почвы. В силу своей гибкости геомат позволяет создавать крупные геопластические скульптуры любых очертаний, делающие сад более гармоничным и интересным.

Травосмесь из быстрорастущих злаков, имеющих плотную дернину, станет основой «звериной шкуры». В этой же роли могут выступить почвопокровные растения, суккуленты, а во влажной местности — мхи.

Не стоит сразу хотеть многого. Мелкая геопластическая фигура потребует больше усилий, чем скульптура среднего размера. Не усложняйте форму — остановитесь на чем-то одном, не требующем больших изысков, например, изготовьте дракона: голова или три, если это не просто дракон, а Змей Горыныч, горбатый холм-спина, на которой с помощью растений, например злаков, вы сможете высадить «гребень», и, наконец, длинный «хвост»... Просто и со вкусом.

Не менее простая композиция — черепаха. Она интересна еще и тем, что для озеленения в данном случае можно использовать цветущие однолетники. Отведите площадь порядка 2,5–4 кв. м под вашу будущую скульптуру. Разграничьте «панцирь» черепахи на шестиугольники с помощью бордюрных растений. Для бордюров обычно подбирают низкие, стелющиеся, компактные растения с плотным кустиком: седум, агератум, а также пряноароматические растения с декоративной листвой — стахис, чабер, майоран, огуречная трава, полынь лекарственная, мангольд и другие. В центр каждой «дольки» панциря высаживают цветущие однолетние растения — петунию, бархатцы, сальвию, циннию, астры и другие. В ячейках («дольках» черепашьего панциря) могут расти растения одного вида, но разной окраски цветка, например сочетание белой петунии и розовой, а можно высадить растения разных видов и разной окраски, например желтые бархатцы и синюю лобелию. Можно сформировать панцирь и из молодил, благо сегодня на рынке они представлены в очень широком ассортименте, разного цвета и формы. Одна «ячейка» может быть розовой, другая — голубоватой... Больше двух цветов желательно не применять. Бордюр в таком случае формируется из седума или еще одного вида молодил, поскольку у растений должна быть сходная агротехника. Голову и лапы черепахи желательно сделать зелеными, из травосмеси для газона. И очевидно, что смесь трав должна быть в этом случае самой лучшей, а однолетники ни в коме случае не сеются семенами, а высаживаются хорошей и крепкой рассадой. Черепаху, равно как и любые подобные скульптуры, следует располагать таким образом, чтобы она освещалась равномерно, тогда растения будут расти примерно с одинаковой скоростью и панцирь не перекосится в ту или иную сторону.

Со временем вам станут доступны и более интересные формы, но не стоит торопиться, ведь мы имеем дело с одной из форм жизни на Земле, а именно с нежными и хрупкими растениями. Чем меньше необдуманных и обширных по площади экспериментов, тем меньше и загубленных растений. Однако разбивать всем привычные клумбы— занятие для продвинутых садоводов довольно скучное, так что инновации в саду необходимы. Не надо лишь доводить ситуацию до абсурда. Приятных вам весенних деньков!

Анна Павлова

«Землевладелец Северо-Запада» № 3 (21), 2007 г.

Похожие статьи: