Импрессионизм в вашем саду

Зачем мы стремимся обустроить сад вокруг дома? Чтоб создать неповторимую атмосферу, созвучную только нашему настроению, чтоб подчеркнуть индивидуальность наших садоводческих и художественных познаний. Как соединить все эмоции, захватывающие нашу душу, ум и зрение? Создать сад впечатлений, в котором вам не надоест отдыхать каждый день.

Мне кажется, он должен выглядеть естественным, немного запущенным, как цветущие залитые солнцем луга на полотнах французских художников-импрессионистов. Море цветов, уходящее в бесконечность, и душистый аромат солнечного дня.

Радостное впечатление вызывают не только пейзажи того времени. В конце XIX века, по отзывам современников, весь Париж напоминал Аркадию. Благодаря Наполеону III и барону Осману в центре города появились островки зелени – небольшие парки, альтернатива стремительной городской жизни. Тесные улочки были расширены в Бульварное кольцо, королевские парки отданы горожанам. Казалось, что вся жизнь сконцентрировалась в небольших кафе, уютно расположившихся под кронами деревьев. Клод Моне. «Сад художника в Ветёе»Солнечное настроение захватило весь Париж. Художники теперь творят свои картины не в ателье, а на свежем воздухе. «Завтраки на траве», «Бульвар Капуцинок», «Сад Инфанты», «Парк Монсури», «Цветущий сад в Сент-Андресе» – список можно продолжать бесконечно. И на всех этих картинах изображены отдыхающие горожане. Блики теней на лицах, нарядных платьях дам, зелени газонов. Играющие дети, неторопливо беседующие взрослые... Деловая жизнь города со своими проблемами уходит на второй план. Даже вокзалы и мосты, явные атрибуты индустриализации, прячутся в зелени. Не это ли ощущение полной безмятежности мы хотим создать вокруг своего дома?

Сады Моне

Доверимся вкусу и мастерству Клода Моне. Этот художник, будучи ещё и прекрасным садоводом, оставил нам много подсказок. Сады вокруг своих домов он сначала создавал сам, а потом рисовал, наполняя их персонажами из личной жизни.

Клод Моне. «Дама в саду»Какие цветы любил художник? «Гладиолусы», «Подсолнухи», «Маки» – названия картин говорят сами за себя. Семья Моне часто переезжала, снимая дома в пригородах Парижа. И каждый раз художник первым делом обустраивал земельный участок, а уже потом брался за интерьеры. Цветочная лавина накрывала весь сад, подступала неровными языками к самому дому, а на террасе стояли многочисленные вазоны и кадки с кустами. Цветы были везде.

На всех полотнах Моне, изображающих сады, прослеживаются некоторые закономерности садовой моды того времени. Они могут послужить нам практическими рекомендациями по созданию сада
в свободном стиле.

Самый верхний ярус представлен кронами плодовых деревьев. Под ними несколько ярусов цветов. Это могут быть растения средней высоты и совсем низкие. Если место открытое, то верхний ярус занимают гладиолусы, мальвы, водосбор. На смену им приходят львиный зев, хризантемы, ирисы, флоксы, кореопсисы. Ещё ниже располагаются садовые герани, бальзамины, бегонии, шалфей, настурция, анютины глазки. И самый нижний ряд может быть представлен стелющимися растениями, которые образуют неровный край цветочного поля, придавая ему ещё большую живописность.

Сад в духе импрессионизма не требует абсолютно пустого участка для полёта фантазии. Не надо жертвовать фруктовыми деревьями и кустарниками, уже присутствующими в любом саду. Их осталось объединить в цельную композицию. Пусть цветочный ковёр покрывает всю площадь, неожиданно обрываясь неровными границами у дорожек. Извилистые тропинки приведут нас к самым интересным уголкам сада.

Акценты и перспектива

Неширокие дорожки могут быть засыпаны гравием или выложены плитами, между которыми пробиваются, например, карликовый тимьян или просто трава. В таком саду старайтесь избегать чётких контуров и ровных границ клумб и газонов.

Итак, любую доминанту вашего сада (дерево, раскидистый куст сирени или дружно цветущие люпины) начинайте обсаживать несколькими ярусами цветов, подбирая их по высоте и цвету. Обязательны акценты красного. Они придадут живость любой композиции. А если красные цветы высадить в форме изогнутой линии, то этот свободный мазок даст эффект движения и объёма. Акценты синего привнесут эффект перспективы, удалённости.

Если не хватает терпения или опыта, для создания естественного сада, можно использовать любую смесь однолетних полевых растений, в широком ассортименте представленных в магазинах. Пёстрые лужайки в сочетании с островками строгих газонов добавят игривого настроения.

Садовая мода на рубеже XIX–XX веков не была слишком строгой. Формальный стиль, унаследовавший чопорную парадность французских регулярных садов, прекрасно уживался с живописным ландшафтом в английском стиле. После долгой борьбы за изнеженные оранжерейные сорта наконец-то пришла мода на местные виды цветочных растений. Будем придерживаться такой же тактики. Обратим внимание на цветы и злаки, прекрасно растущие в условиях нашего климата. Их не так уж и мало. Это васильки, ромашки, ирисы, иван-чай и многие другие виды.

Высокие деревья можно окружить скамейками со спинками, обращёнными к стволу, или просто поставить в тени кроны плетёные стулья и кресла. Перголы и беседки желательно увить плющом, розами, глицинией, душистым горошком. С одной стороны, наш сад всегда открыт солнцу, с другой – таит много уютных тенистых местечек.

Открытую террасу или пространство около дома эффектно дополнят вазоны и красивые горшки с цветами. В горшок можно посадить один вид растений или создать цветную композицию.

Картины импрессионистов полны зелени, розовых и сиреневых тонов. Мягкие полутона необходимы для переходов от одного яркого цветового пятна к другому. Ведь цветочный сад должен радовать своей пестротой, но не раздражать. Поэтому обратите внимание на картины великих мастеров, передающие красоту садов рубежа XIX–XX веков, и постарайтесь создать такой же прекрасный сад на своём собственном участке.

Текст: Ольга Миргородская
Фото: Галина Степанова

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.

Похожие статьи: