Одним из интереснейших направлений при создании сада малого ухода на сегодняшний день является так называемый гравийный сад. Этот довольно новый приём в декоративном садоводстве сложился в 90-е годы XX века.
Предпосылок для этого было достаточно. Ещё в начале прошлого века наблюдался активный интерес к разнообразию природной флоры, простым и изящным видовым растениям, которые интродуцировались в сады, организованные по природному образцу. Появились так называемые природные сады или Naturgarden, сложилась мода на каменистые сады с использованием альпийской флоры Rockgarden. Некоторые европейские мастера садового дизайна проводили эксперименты, вдохновляясь именно дикой природой.
Различные варианты комбинаций не традиционных садовых, а в большей степени видовых растений с каменистой почвой и гравием получили своё воплощение в работах признанных мастеров Европы – Джона Брукса, Кристофера Ллойда, Пита Удольфа. Но только в саду Беатрис Шатто эта идея в сочетании с экологическим подходом приобрела своё законченное и совершенное воплощение в образе. Именно поэтому Бет Шатто (выдающийся английский ландшафтный дизайнер) и считается родоначальником самостоятельного стилистического направления в садовом дизайне, получившего название гравийный сад.
Гравийный сад принципиально отличается от рокария, альпинария и традиционного японского сухого сада. Основная его идея – максимально эффектно представить растения в своём природном облике на естественном фоне, который создаётся масштабными по площади засыпками из гравия. Мелкие, сыпучие фракции используются для отсыпки дорожек и площадок, необходимых для передвижения по саду, а также для мульчирования почвы под растениями и внесения в почвенный субстрат в качестве разрыхляющего элемента. Пышные, яркие и бесконечно разнообразные растения на нейтральном фоне гравия не выглядят грубым нагромождением, а создают рельефный и динамичный живой ковёр, декоративный в течение весьма продолжительного времени.
Растения для гравийных садов
В гравийном саду преобладают травянистые многолетние растения, но структура такого сада создается из древесных пород. Выразительные хвойные формы, листопадные деревья и кустарники с необычным строением кроны, характерными признаками ветвления, коры, плодов, сезонной изменчивостью. Как объединяющие композиционные элементы выступают вертикальные, чаще всего пирамидальные формы хвойных. Такой сад интересен и зимой под снегом. На фоне вечнозелёных выразительных акцентов естественно и динамично выглядят заиндевевшие куртины травянистых многолетников, яркие плоды кустарников, засохшие соплодия и колосья трав.
В основу идеи флористического наполнения гравийного сада легли образы пышно растущих прерий, буйных степей и выразительных каменистых осыпей. Растения в таких типологических сообществах развиваются бурно, крупными куртинами и целыми полями. Здесь выживают только наиболее гибкие и неприхотливые виды. Они способны приспосабливаться к самым суровым или часто изменяющимся условиям, легко и быстро размножаются самосевом, не нуждаются для пышного развития в повышенном содержании питательных элементов в почве, а зачастую способны произрастать на совершенно непригодных для других растений почвах, где удовлетворяются лишь немногочисленными выпадающими осадками. Именно эти флористические сообщества и стали отправной точкой в исканиях дизайнеров, поэтому растения для гравийного сада подбирались не по систематическому признаку, а по экологическому – по общим требованиям произрастания. Так, в общих посадках оказывались растения, которые в природе растут в совершенно разных регионах, а иногда и на разных континентах.
Критерием отбора растений для гравийного сада становится неприхотливость, пышность, скорость разрастания, простота формы, изящество и грациозность линий. Поэтому фаворитами в гравийных садах выступают растения с мелкими, но многочисленными цветками, с узкими, изгибающимися или жёсткими, колючими листьями и побегами. Такие особенности растений как шипы и колючки, выразительные соцветия и семенные коробочки, опушенные листья приобретают самостоятельное декоративное значение. Экологическая направленность нового стиля определила интерес к нетрадиционным в садоводстве растениям. В сегодняшней палитре дизайнеров: дикие розы – шиповники, видовые мелкоцветковые клематисы, декоративные травы, полыни, разнообразные луковичные, седумы и тысячелистники, молочаи и садовые герани, вероники и пенстемоны, коровяки и колокольчики, синеголовники и чертополохи.
С точки зрения классического садоводства поначалу эти растения воспринимались многими с непониманием и недоверием. Однако постепенно, представляемые в работах Бет Шатто и Пита Удольфа – заслуженных мастеров тонких переливов цвета и фактуры – эти невзрачные на первый, поверхностный взгляд, растения, снискали любовь и привязанность многих садоводов во всём мире. На основе видовых растений было выведено огромное количество сортов, которые расширяли палитру окраски, сохраняя изящество формы, приобретали устойчивость и гибкость в культуре, повторность и продолжительность цветения.
Знаменитый гравийный сад Бет Шатто
Особым интересом последователей экологического направления в садовом дизайне в стиле гравийный сад пользуется частный сад известного английского садового дизайнера Бет Шатто. В самом засушливом графстве Сассекс на юге Англии супруги Шатто в 1960 году приобрели участок для организации частного сада. К тому времени Бет серьёзно увлекалась декоративным садоводством, а её муж Эндрю профессионально занимался экологическим садоводством и выращиванием фруктов. Они много путешествовали и использовали свои знания и впечатления при закладке сада. Условия участка оказались очень неоднородными по экологическим характеристикам. Нижняя его часть состояла из затенённого переувлажнённого суглинка с протяжённым оврагом, заполнявшимся по весне водой, а верхняя – его полная противоположность – сухая, полностью освещённая и насквозь продуваемая ветрами. Здесь же наверху находилась запущенная автомобильная стоянка, организованная на песчано-гравийной подушке.
Освоение участка началось с более благодатной нижней части. Вскоре сад был открыт для посещений, а в 1967 году был создан питомник, в котором посетителям сада предлагались растения, представленные в экспозициях и привозимые из поездок по миру. С 1970 по 1980 год Бет участвовала в выставках Королевского общества садоводов в Челси и неизменно завоёвывала золото. Её работы отличались необыкновенной естественностью и гармонией, бережным отношением к окружающей среде, стремлением к натуралистическим посадкам и интересом к экологическому садоводству. Она всегда использовала много растений природной флоры, часто неизвестные и малоизученные виды из труднодоступных регионов мира.
Будучи уже заслуженным мэтром в садовом дизайне и реализовав немало идей, Беатрис решила заложить совершенно новый по стилю и организации сад, в котором воплотились все её наработки в области экологического садоводства. Ею двигала идея организовать пышный, декоративный сад, не требующий никакого особого ухода, дополнительного полива, на абсолютно бросовом участке своих владений площадью чуть больше тридцати соток. Казалось бы, в этом месте вообще невозможно разбить никакой сад: плотный песчано-гравийный грунт на глубину до шести метров, полная открытость солнцу и всем ветрам. Вдобавок ко всему Бет поставила перед собой задачу организовать сад, не нуждающийся в поливе. В основу идеи были взяты типологические сообщества засушливых регионов: степи, каменистые осыпи и Средиземноморский регион с выжженной каменистой почвой, стопроцентной инсоляцией и отсутствием осадков.
Для начала вскопали верхний слой почвы на глубину до 30 см и внесли в него некоторое количество компоста. Композиционно весь участок был связан плавной, широкой дорожкой, засыпанной гравием. Впоследствии Бет Шатто вспоминала: «Создавая плавно извивающуюся дорожку, я представляла себе высохшее русло реки». Вдоль неё были организованы плотные посадки растений, которые распределялись в отдельные группы, прежде всего, по общим требованиям к условиям произрастания.
Полив и подкормка осуществлялись только на момент укоренения свежепосаженных растений. Позже, даже в условиях экстремальной засухи, растения в гравийном саду сознательно не поливались. То есть Беатрис по-прежнему проводит свою работу не только с позиции дизайна, но и, в первую очередь, с точки зрения изучения возможностей растений.
В основе отобранного мастером ассортимента растений лежат, прежде всего, травянистые многолетники, используется большое количество весеннецветущих луковичных, которые фактически являются эфемероидами и в летний период переживают подземное развитие с полным отмиранием надземной вегетативной части. Особое внимание уделяется орнаментальным травам. Применяются видовые лилии, мелкоцветковые клематисы. Из однолетних и двулетних растений Бет отобрала лишь такие, которые самостоятельно возобновляются самосевом. И поэтому их расположение в саду фантомно. Они как бы блуждают по саду, возникая то здесь, то там и визуально связывают общую композицию. Такую важную функцию в гравийном саду Бет Шатто выполняет в частности монументальный и эффектный коровяк. В качестве структурных, кулисных и фоновых растений используются некоторые декоративные кустарники и хвойные.
Гравийный сад своими руками
Целесообразнее и проще так называемый сухой сад в духе Бет Шатто – гравийный сад – разместить на лёгких, песчанистых или каменистых почвах. Здесь плохо удаются такие традиционные садовые цветы, как пионы, хосты, лилейники, розы и клематисы. На лёгких, «пустых» почвах они постоянно страдают от недостатка питательных элементов и влаги. Для большинства же степных и альпийских растений такие условия как раз «то, что нужно»: минимум питания и умеренная влажность – и гвоздики, полыни, колокольчики, синеголовники и тысячелистники будут поражать воображение буйством цветения. При подготовке почвы важно тщательно удалить все сорные корневищные многолетники. Песчанистые почвы, улучшенные внесением органики, эффективнее удерживают влагу и содержат необходимое количество питательных элементов для старта. После высадки саженцев необходимо замульчировать почву между растениями измельчённой корой, щепой, мелким гравием слоем приблизительно 3-5 см. На переднем плане лучше использовать только гравий. Промежутки между композициями и дорожки засыпаются гравием, колотым известняком, каменной крошкой, то есть тем материалом, который выбран для основной отделки всего гравийного сада. В процессе эксплуатации придётся периодически досыпать гравий, поэтому стоит позаботиться о том, чтобы в резерве всегда был запасной материал необходимой фракции.
Если речь идёт об организации гравийного сада на питательных и влажных суглинках, придётся провести серьёзную подготовку почвы с целью её разрыхления и облегчения – снять верхний слой гумуса и внести под перекопку крупнозернистый кварцевый песок, раскисленный торф, компост, гравий. Без такой подготовки растения, предназначенные для гравийного сада, перестанут быть компактными, будут полегать и заваливаться, выпревать под снегом и во время сезонных дождей, гнать вегетативную массу в ущерб цветению.
После того как почва очищена от корневищных сорняков и разрыхлена, перед высадкой растений её нужно слегка прикатать, чтобы во время проведения работ она не проседала под ногами и не уплотнялась. Вначале высаживаются якорные, структурообразующие деревья и кустарники. К ним подсаживаются корневищные травянистые многолетники и луковичные (весеннецветущие сажают осенью, летние можно посадить весной). На переднем плане размещаются почвопокровные многолетники, в том числе зимнезелёные, которые будут формировать контур – переднюю линию композиции.
После завершения всех посадочных работ почва между растениями мульчируется слоем 3-5 см органической или смешанной мульчи (измельчённой коры и щепы, просеянного компоста, гранулированного раскисленного торфа, крупнозернистого кварцевого песка и мелкого гравия). На свободных местах в композициях можно использовать такие однолетние растения, как: эшшольция, нигелла, бархатцы тонколистные, маттиола, васильки, мак-самосейка.
На переднем плане и в тех местах, которые открыты для обзора, в качестве мульчи применяется только гравий или тот материал, который выбран в качестве основного, например, гранитная и мраморная крошка, кварцевая, известняковая крошка, измельчённый змеевик – любые мелкие фракции любого камня, который оправдан стилистически в данном конкретном гравийном саду. Однако выбирая сыпучий материал, не стоит забывать, что именно растения в таком саду имеют доминирующее значение, и камень должен выступать лишь как фон, не соперничая красотой с растениями.
Полемику вызывает вопрос – стелить под гравий геотекстиль или нет. Однозначного ответа быть не может, так как применение геотекстиля имеет как плюсы, так и минусы. Чёрный спанбонд препятствует развитию корневищных сорняков, но не избавляет от заносных одуванчиков и осотов; способствует лучшему развитию корневой системы растений, но создаёт отличные условия для жизни садовых муравьёв и привлекает грызунов. А вот нормальному развитию и размножению весенних луковичных, лилий, трав и других растений гравийного сада спанбонд будет просто мешать.
Планируя конфигурацию гравийного сада и отдельных его элементов, не стоит экономить место за счет дорожек. Они организуют пространство, связывая между собой отдельные фрагменты, и являются фоном и средой обитания для растений. К тому же растениям гравийного сада «положено» развиваться свободно, постепенно ниспадая на дорожки плавными и пышными волнами. Это выглядит очень красиво, но со временем, если изначально дорожки были организованы слишком узкими, по ним станет совершенно невозможно передвигаться, придется что-то убирать, подрезать, сокращать, а это помимо всего прочего дополнительные хлопоты.
Растения для гравийного сада
Лилия кудреватая
|
Коровяк черный |
Рудбекия, монарда |
Прострел обыкновенный |
Солнцецвет и полынь Людовика |
Котовник Фассена Кит Кат |
Кореопсис мутовчатый |
Декоративный лук |
Татарник колючий |
Орнаментальные травы |
Седум видный |
Минимальный уход за растениями в гравийном саду
И важный вопрос ухода – как и когда чистить гравийный сад. Прежде всего, это своевременное удаление опавших с деревьев и кустарников листьев. На время зимы в гравийном саду целесообразно оставлять лишь те растения, которые имеют засыхающие и отдревесневающие стебли и листья, которые зимой не станут бесформенной гниющей массой. Растения, которые с наступлением холодов теряют тургор и становятся неопрятными, лучше обрезать осенью, закладывая в компост. У зимнезелёных же многолетников нельзя срезать листья осенью, это может привести к их гибели зимой или отсутствию цветения в следующем году. Двулетники и некоторые многолетники в год посева или самосева формируют лишь зимующую розетку листьев, а цветение наступает со второго года, у таких растений также обрезать листья осенью не следует. У весеннецветущих эфемероидов нужно удалять засыхающую вегетативную массу.
И всё же основную расчистку в гравийном саду лучше провести осенью, потому что многие раноцветущие многолетники, луковичные и эфемероиды появляются уже из-под снега задолго до общего пробуждения, и своими неаккуратными действиями вы можете причинить им вред.
Текст: Валерия Ильина
Фото: Валерия Ильина, Александр Сапелин
Похожие статьи:
- Сад на склоне
- Сад в низине
- Уроки садового искусства - китайский сад
- Сад экспериментов
- Уютный сад, как его создать?