Нестандартные живые изгороди

Живая изгородь трехуровневаяЖивая изгородь возникла как чисто функциональный элемент сада и лишь со временем превратилась в его украшение. Привычная живая изгородь состоит из деревьев или кустарников, посаженных в ряд, стригущихся или растущих свободно. Изгороди высаживаются для того, чтобы отгородить некий уголок участка или спрятать нечто, не радующее взгляд. Обычные посадки монотонны и однообразны, поэтому особенно интересны нестандартные варианты живых изгородей, многие из которых больше походят на миксбордер с преобладанием древесных растений.

Живые изгороди подразделяются по назначению, высоте, количеству рядов, составу и степени ухода. По назначению выделяют ветро- и шумозащитные посадки и декоративные изгороди. Высота живых изгородей варьируется от низких бордюров (до 0,5 м), посадок средней высоты, которые, собственно и считаются изгородями (0,5¬-1 или 1-2 м), и высоких, больше человеческого роста, «зелёных стен» (2-3 м или более 3 м). Количество рядов варьируется от одного до двух, трёх и более. При этом ряды могут состоять из растений одного вида или разных, они могут отличаться и по высоте.

Живая изгородьПо составу выделяют изгороди из одного вида или сорта растений и смешанные. И, наконец, степень ухода зависит от того, предполагается ли формованная (то есть стригущаяся) изгородь или неформованная (свободнорастущая). Понятно, что за первой требуется намного больший уход, чем за второй. У формованных изгородей также выделяют разные виды профиля, от которых зависит обрезка.

Так как же превратить относительно монотонный элемент садового дизайна во что-то менее скучное?

Живая изгородьФункциональность превыше всего

Самый громоздкий и продиктованный неблагоприятным окружением вид живых изгородей – это ветро- и шумозащитные посадки. Они всегда делаются смешанными, в несколько рядов различной высоты, с использованием разных видов деревьев и кустарников, которые растут свободно, без формующей обрезки. Это масштабные посадки, требующие много места. Ширина такой защитной полосы может превышать 10 м. Понятно, что их сложно считать вариантом для участка средних размеров: скорее так защищают целый посёлок. Как правило, защитные посадки состоят их трёх-пяти рядов: высоких деревьев, а также кустарников средней высоты и невысоких. Каждая жизненная форма растений создаёт защиту на своём уровне: деревья гасят ветер и улавливают пыль на высоте 4-10 м, кустарники средней высоты закрывают уровень 1-4 м, а низкие, в свою очередь, прикрывают их основание. В случае шумозащитных посадок, например, вдоль шоссе, рекомендуют сделать земляной вал, который защитит людей от шума машин, а растения – от попадания токсичных стоков с дороги в зону, где располагается корневая система. Такие многослойные посадки позволяют не только отгородиться от неблагоприятных факторов среды, но и создать микроклимат на участке.

Низкорослая живая изгородьЖивая изгородь может быть и защитным, и декоративным элементом сада. Впрочем, большинство декоративных изгородей несёт и функциональную нагрузку. Они либо что-то скрывают, либо, наоборот, подчёркивают, иногда притеняют нежные растения и почти всегда оказывают влияние на микроклимат.

Традиционные живые изгороди часто обсуждаются и методика их создания относительно проста. Высаживаются в один-два, реже три ряда растения одного вида или сорта и регулярно стригутся (в случае формованной изгороди) или изредка подрезаются лишь для поддержания кустов в порядке (в случае неформованной). В неформованной живой изгороди растения обычно высаживаются в один ряд, что позволяет кустарникам свободно развиваться, а в формованной – в два–три ряда, чередуя саженцы в шахматном порядке. Это делается для того, чтобы выпадение растений не так сказывалось на общем облике изгороди. Три и более рядов в обычной изгороди используются редко, поскольку растения в среднем ряду будут страдать от загущенной посадки и получать недостаточно света.

Низкорослая живая изгородьВо время формирования живой изгороди из колонновидных форм туи или можжевельника отдельные экземпляры довольно долго будут различимы. Теоретически, их можно посадить вплотную друг к другу, но для лучшего состояния здоровья (а все эти растения у нас ослаблены из-за короткого и прохладного лета и долгой морозной зимы) следует дать им возможность разрастись и сомкнуться. Давка подорвёт их благополучие, что неизменно скажется на внешнем виде и плотности побегов. При стрижке по достижении необходимой высоты можно просто обрезать вершины, что стимулирует ветвление и со временем зелёная стена станет сплошной.

Ещё один вариант посадки – это двухуровневая живая изгородь, когда в рамках одного элемента сочетаются разные высоты. Например, в виде уступа, когда дальняя от дорожки часть делается более высокой, а ближняя – ниже. Получается не просто зелёная стена, а стена с «полочкой» идущей вдоль неё. Иногда такая изгородь делается симметричной, двухсторонней, и тогда вполне уместна посадка в три ряда.

Арка из живой изгородиДля стригущейся изгороди оптимален трапециевидный профиль, то есть внизу изгородь шире, чем наверху. Это обеспечивает лучшее освещение для побегов в нижней части растений, а значит изгородь будет оголяться не так быстро.

Любая средняя или высокая живая изгородь рано или поздно оголяется в нижней части и избежать этого практически невозможно. Остаётся закрыть нижнюю часть кустов бордюром или посадками многолетников, расположенными между высокой изгородью и дорожкой. Причём так можно соединять формованные изгороди с неформованными в любом сочетании: высокую нестригующуюся изгородь из туй – с аккуратно подстриженным бордюром из кизильника блестящего, или формованную липовую изгородь прикрыть рядом шаровидных туй (которые, впрочем, и формовать обычно не нужно). Можно сделать бордюр из растений с другим цветом листвы, например, подбив жёлтыми туями туи зелёные, или оттенив розовым барбарисом изгородь из боярышника. Миксбордер из многолетников способен переключить внимание почти с любых недостатков изгороди на цветы, при этом сама изгородь будет великолепным фоном.

Живая изгородьСложные смеси

В южных регионах нередко в одной изгороди в случайном порядке сажают два–три вида кустарников, например, самшит, лавр и мирт. Это повышает устойчивость изгороди – её декоративные качества лучше сохранятся при повреждении растений, при этом она выглядит практически однородной. Кроме того, оголение основания изгороди при такой посадке происходит медленнее, что важно для сохранения декоративных свойств. Для климата средней полосы или северо-запада России такие наборы растений пока не созданы и у нас практически всегда выращивают живые изгороди из одного вида растений.

Один из главных факторов, влияющих на чёткость очертаний формованной изгороди – это размер листьев или хвоинок: чем они меньше, тем чётче форма изгороди. Идеальны в этом отношении тисс и самшит, которые у нас редко вырастают выше уровня снегового покрова. Устойчивые в нашем климате липы, боярышники, кизильники и туи дают совсем иной рисунок изгородей из-за более крупной фактуры (веточки у туи, несмотря на мелкую хвою, тоже довольно крупные). Несколько лучше по габитусу барбарис, особенно мелколистные формы барбариса Тунберга, но они редко вырастают более 1 м высотой.

Высокая живая изгородьСуществует несколько распространённых способов разнообразить формованную изгородь: чередование сортов одного и того же вида растений с разным цветом листвы, стрижка сложной формы или сочетание видов с разным габитусом.

Классический пример сочетания разных сортов в одной изгороди в Европе – это «зебра» из золотистых и зелёных форм тисса. В нашем климате вместо этого используются формы туи для вечнозелёной изгороди, и золотистого и зелёного барбариса – для листопадной. Сочетания золотистых форм с пурпурными следует избегать, так как это выглядит очень агрессивно и подобная чересполосица способна затмить все остальные растения в саду. Если очень хочется ярких цветов, то лучше сочетать жёлтый барбарис с оранжевым. Эта палитра, конечно, тоже способна вызывать шок у любителя природных тонов, но контраст, по-крайней мере, не будет забивать всю окружающую растительность. Получится просто огненно-яркая стена. При посадке разных сортов нужно учитывать, что формы с золотистой или пурпурной листвой растут медленнее зеленолистных.

Интересна и «мраморная» изгородь. Обычно это трёхрядная посадка золотистых и зелёных форм одного вида, например, барбариса Тунберга. Берутся саженцы двух форм в той пропорции, в которой хочет их видеть создатель изгороди, и «краски» смешиваются. Растения по посадочным местам (которые, конечно же, расположены по обычной для трёхрядной изгороди стандартной сетке) подбираются не в строго определённом порядке, а хаотично. В итоге в изгороди возникают пятна различного цвета, чем-то похожие на рисунок мрамора.

Ещё один вариант – включать в живую изгородь элементы топиарного искусства. Тогда она будет представлять собой не просто зелёную стену, а фигуры сложных очертаний. Классический вариант – венчать края изгороди более высокими растениями, или включать их в изгородь на каком-либо расстоянии друг от друга. При этом можно повысить регулярность посадок, задавая определённый ритм с помощью однородных топиарных вставок с постоянным шагом, особенно если речь о правильных геометрических формах (обычно это шары и прочие фигуры вращения). Либо, наоборот, разрушить однообразную стену, если в изгороди выстрижены проходы, верх украшают уступы или мотивы, навеянные замковой стеной с башнями, фигуры абстрактного плана или если верхняя кромка изгороди идёт плавной волной.

Интересно сочетание растений разных видов. Необычного эффекта можно добиться, если утопить высокие, формованные в форме шаров, липы, в более низкой стриженой изгороди из пестролистного дёрена. В результате стволы лип оказываются закрытыми дёреном, а кроны выглядят шарами, лежащими на стене из дёрена, и размечающими ритм изгороди. Если кустарник не стричь, то симфонический эффект сочетания двух стриженых растений сменится на контрастный, когда мягкие очертания свободно растущего дёрена сгладят жёсткость формы шаров. Первый вариант больше подойдёт для регулярного сада, а второй будет уместен в пейзажном саду. Подобные эклектичные сочетания сегодня стали едва ли не нормой при создании садов.

Низкорослыми бордюрами и среднерослыми изгородями можно прикрыть основания стволов деревьев в аллейной посадке, придав ей дополнительную чёткость очертаний. Здесь тоже можно поиграть цветом и формой листвы, а также выбором между сохранением природного габитуса куста и стрижеными формами.

Искривление пространства

Особенности восприятия таковы, что большой открытый участок кажется меньшим, чем он есть на самом деле, а маленький, но разделённый посадками – большим. Живые изгороди способствуют разделению участка на небольшие садовые комнаты, каждую из которых можно посвятить той или иной функции: в одной разместить место для отдыха, в другой – игровую площадку, в третьей – огород, в четвёртой – цветники. Причём изгородь в таком случае не должна быть экстремально высокой: достаточно 2 м, чтобы взгляд не мог проникнуть в соседнее «помещение».

Разумеется, в такой роли будет намного выигрышнее смотреться формованная изгородь (ведь стены должны быть ровными и аккуратными). Можно включить в эту стену некие элементы игры, хаоса и неаккуратности, например, внедрить экземпляры того же вида с пёстрой листвой, или дать нескольким кустам развиваться свободно, нарушая ровную зелёную стену. Ещё один вариант – набросить красивоцветущую лиану (в нашем климате для этого лучше всего подойдёт клематис).

Интересным решением будет использование коротких участков изгороди, расположенных в некотором удалении друг от друга так, чтобы из определённых видовых точек они смыкались. Подобный приём использовал в своём саду голландский дизайнер Пит Удольф, довершая эффект волнистой верхней поверхностью изгородей. Таким образом, короткие отрезки изгородей выглядят не сплошной стриженой стеной, а элементами постоянства в иллюзорном хаосе крупных многолетников.

Надо помнить о том, что если цель посадок – спрятать что-либо от взгляда, то живая изгородь скорее привлечёт внимание, чем наоборот. Посудите сами: есть забор или глухая стена, бросающиеся в глаза. Посадка ряда одинаковых кустов нисколько не скроет забор, она подчеркнёт его. Получится ещё одна стена, на этот раз зелёная. Чтобы спрятать забор, нужно переключить внимание зрителя на другие объекты, а для этого нет лучшего способа, чем разбить монотонность стены. Лучше всего это сделать с помощью групповых посадок разных деревьев и кустарников. И пусть между ними проглядывает забор – он всё равно перестанет доминировать на участке. Да, такие посадки потребуют больше места в ширину, чем традиционная изгородь, особенно стригущаяся, но с точки зрения дизайна сада они будут интереснее.

А если места нет, но закрыть забор надо? Тогда можно попробовать чередовать растения и забор. Если требуется регулярность, то стоит попробовать сделать не сплошную стену растений, а пунктирную. Например, разместить колонновидные туи или можжевельники так, чтобы они долгое время не смыкались. Во-первых, это позволит сэкономить на посадочном материале, во-вторых, такие посадки не будут нуждаться в стрижке, и, в-третьих, это чередование зелени и забора будет более интересной альтернативой монотонности формованной живой изгороди. В деле борьбы со скукой можно пойти ещё дальше: посадить между хвойниками высокие многолетники, вроде посконников, рудбекии или многолетних подсолнухов, бросить на забор плетистые розы или клематисы, либо повесить на него кашпо с ампельными летниками. В такой хулиганской изгороди можно сталкивать любые противоположности, играя в типично постмодернистские сочетания несочетаемого. Например, посадить шпалерные яблони, чередуя их с колонновидными туями и можжевельниками, лианами, высокими многолетниками. Таким образом, скучный зелёный «забор», вторящий забору обычному, превратится в интересную и яркую композицию.

Текст и фото: Виктор Тропченко

Ландшафтные решения №1(14), 2013

Похожие статьи: