"Малые" формы

Понятие «малые архитектурные формы» тесно связано с благоустройством уличного пространства. С появлением садов несельскохозяйственного назначения возникла потребность подчеркнуть своеобразие и красоту природы личного владения, используя достижения современной строительной архитектуры и элементы изобразительного искусства.

К малым архитектурным формам (МАФ) относятся: беседки, ротонды, арки, перголы, шпалеры, декоративные изгороди, мостики, скульптуры, скамейки, садовая мебель, вазоны и садовое освещение.

Материалы, используемые для изготовления малых архитектурных форм могут быть различны: дерево, металл, пластик, природный и искусственный камень, керамика и т.д.

Выбор материалов зависит от стиля и тематики декорируемого пространства, а также от финансовых возможностей владельца сада.

Выполняя декоративную функцию, малые архитектурные формы вместе с тем несут существенную практическую нагрузку, зонируя пространство, смещая и подчёркивая необходимые акценты. Таким образом архитектура, изобразительное искусство и растительность, взаимно дополняя друг друга, создают неповторимый эффект уюта и гармонии конкретной окружающей среды.

Наиболее важная, на мой взгляд, составляющая МАФ – это уличное освещение.

Конечно, всё многообразие прочих элементов способно создать удивительные ландшафтные образы, но только в светлое время суток.

Поэтому, именно благодаря уличному декоративному освещению, сад может радовать хозяев и их гостей своим неповторимым обликом, не только в дневное время, но и с наступлением темноты. И именно от того, на сколько грамотно и логически правильно спланировано уличное освещение, в большей мере зависит вечерний и ночной облик сада.

Особого эстетического эффекта от посещения сада можно достичь, введя в оформляемое пространство скульптуру или скульптурный ансамбль. Зачастую, именно фонтан или скульптурная композиция становятся центральным элементом сада или части парка и могут стать той самой недостающей изюминкой. Но важно понимать заранее, в каком стиле будет решён участок, чтобы правильно подобрать скульптурные произведения. К примеру, современная абстрактная скульптура в центре обыкновенного огорода или античный бюст около детской площадки, не вызовут ничего, кроме удивления. Сила воздействия любого произведения искусства умножается за счёт впечатления от окружающей природы, красивого пейзажа, на фоне которого оно установлено.

Совет
Главное условие использования малых архитектурных форм в саду – определиться с акцентами и не перегружать элементами!

Невозможно не упомянуть и о важной роли беседки в саду. Безусловно, зонирование участка декоративной изгородью, арками и перголами, а также планировка садовой мебели несёт важную миссию в общем благоустройстве территории. Но если вы решили установить беседку у себя в саду, то, в первую очередь, именно для неё необходимо искать подходящее место. Беседка может быть выполнена из любых материалов, в любом стиле, быть закрытой или открытой. Тем не менее, важно помнить, что беседку надо расположить так, чтобы время проводить в ней было максимально комфортно и уютно: вдалеке от посторонних глаз, шума и пыли от прилегающей дороги. Также стоит позаботиться и о том, чтобы закрыть беседку от ветров – продумав её конструкцию, разместив, например, около склона холма или деревьев с большими кронами.


Совет

Если на участке есть искусственный или естественный водоём, то беседку, как правило, размещают на его берегу, т.к. вода всегда располагает к отдыху, делает его более приятным и полезным.

Функциональная и красивая планировка сада – одна из самых важных задач, с которой сталкивается владелец участка, к решению которой следует подходить с большой ответственностью и вниманием. Помните – нет и не может быть идеального сада! И каким бы путём вы ни шли к созданию загородного участка своей мечты, учитывайте четыре основных принципа организации садовой архитектуры: понимание потребностей всех членов семьи, использование с максимальной выгодой строительных материалов, применение трёхмерных форм и учёт местной фауны. Удачи!

 

Текст: Алексей Бородин, генеральный директор компании «LandBuro»

Фото: Вадим Грек

Ландшафтные решения №1(12) 2012

Похожие статьи: