Зеленая архитектура города

Озеленение городов – одна из насущных проблем нашего времени. Зеленый цвет является символом надежды. Но надежды и призывов сегодня мало. Нужны дела. Примером для подобных дел могут служить различные проекты, которые реализуются в России и в европейских странах и призваны помочь городским муниципальным службам, директорам предприятий, архитекторам и ландшафтным дизайнерам воплотить в жизнь свои озеленительные инициативы. Ведь хороший пример – это лучший аргумент.

Обстановка современного города – однообразные высотные дома, улицы, заполненные движущимися машинами и спешащими людьми, – не способствует душевному комфорту его обитателей. Крупные города превратились к середине ХХ века в «каменные джунгли», агрессивные и враждебные по отношению к человеку. Во всём мире уже давно пришли к выводу о необходимости гармонизации городского пространства. Цветы на улицах европейских мегаполисов стали повсеместным и обыденным явлением, но от этого они ничуть не меньше поднимают настроение.

Слишком плотно стоящие дома и заасфальтированные улицы зачастую не оставляют места для разбивки цветников. И здесь на помощь приходит вертикальное озеленение. Подвесные цветочные контейнеры, балконные ящики для растений, напольные чаши причудливых форм становятся сегодня непременной атрибутикой многих городских улиц. Они позволяют сэкономить пространство и сделать маленьким цветущим оазисом почти любой уголок города.

Варианты «оживления» фасада

Но такими традиционными мерами вертикальное озеленение европейских городов не ограничивается. Фасад, густо оплетённый лианами, перестал быть исключительной принадлежностью загородной виллы. Французские, немецкие, швейцарские архитекторы, работающие в этом направлении, ещё в 80-е годы ХХ века создали образцы сочетания архитектуры и растительности, а в наше время эта практика, зеленая архитектура, получила широкое распространение.

В офисном здании в Сантьяго (Чили), построенном Энрике Брауном и Борей Уйдобро, лианы, поднимающиеся по решётчатым конструкциям фасада, играют роль своеобразных жалюзи, защищающих внутренние помещения от солнца. Швейцарские архитекторы группы «Ателье 5» продемонстрировали возможность синтеза холодной модернистской архитектуры в духе Ле Корбюзье с вьющимися растениями. Стебли партеноциссуса, покрывшие весь фасад двухэтажного загородного дома, смягчили контраст между железобетонными конструкциями и окружающим пейзажем.

Американский архитектор Анджела Данадьева превратила атриум недавно построенного торгового центра в Сиэтле в настоящие висячие, точнее, террасные сады, где можно найти даже маленький водопад. В результате этот сад стал излюбленным местом встреч для жителей города. В Берлине во время реконструкции одного из городских кварталов архитекторы группы STERN активно использовали в оформлении фасадов лазающие и вьющиеся растения. В результате здания приобрели более уютный вид и, опять же, сгладился контраст– на этот раз между старой и новой городской застройкой.

Антифункционализм

Рассказывая о «зелёной архитектуре», невозможно не упомянуть произведения Фриденрайха Хундертвассера – едва ли не самой яркой фигуры в архитектуре конца ХХ века. Хундертвассер был убеждённым антифункционалистом – построенные им здания отрицают всё, что привнесли в современную архитектуру урбанизм и унификация. Дом, строившийся Хундертвассером в Вене с 1977 по 1986 год, стал его архитектурным манифестом. Для нас же он интересен прежде всего тем, что на все плоские элементы здания– крыши, балконы, террасы – была насыпана земля и высажены деревья, кустарники, цветы и просто газонная трава.

В результате сооружение выглядит как лес, посреди которого расположились причудливые, сказочные постройки. Здания отеля в местечке Бад-Блюмау Хундертвассер оформил в виде «обитаемых холмов». Дома выглядят как бы вырастающими из-под земли, не нарушая при этом её естественного растительного покрова. Так работает принцип гармоничного союза человека с природой, который Хундертвассер проповедовал на словах и на деле.

«Зелёные крыши», пропагандировавшиеся Хундертвассером, как бы хороши и уютны они ни были сами по себе, относятся скорее к области горизонтального озеленения. Однако в последнее время архитекторы-авангардисты проводят опыты и по озеленению вертикальных поверхностей. Так, английские архитекторы супруги Хизер Экройд и Дэн Харви начали свои опыты с того, что поместили семена растений на стену брошенной лачуги в средневековой горной деревушке Италии. В 2003 Харви и Экройд украсили травой интерьер заброшенной церкви Дильстон-Гроув в Бермондси (Лондон), через год – стены мавзолея XVIII века на городском кладбище Риги. Затем, уже в Швеции, чета архитекторов представила на суд общественности плавающий газон.

Но самая масштабная их работа на сегодняшний день– озеленение стен театра Литтлтона в Лондоне. «Мы не раз шутили о том, чтобы вырастить целое здание», – говорит Харви. С лёгкой руки заместителя директора Лондонского Национального театра, отдавшей «на опыты» одно из подведомственных зданий, шутки стали реальностью. Выделенная архитекторам площадь– северный и западный фасады – составила примерно 760 квадратных метров, и для того, чтобы покрыть её травой, художникам в составе команды Artsadmin из 22 человек пришлось проделать грязную и очень тяжёлую работу. Они трудились на 10 ярусах строительных лесов (высота здания составляет около 30 метров), равномерно распределяя по бетону 2,5 тонны почвы слоем в 4–5 миллиметров, а затем вносили семена травы в ещё влажную землю: приблизительно два миллиарда семян – 25 мешков по 25 килограммов! «Каждое утро я просыпалась с единственной мыслью: лишь бы не было дождя», – признаётся Хизер Экройд, имея в виду, что первая гроза могла отправить результаты их кропотливой работы прямиком в Темзу.

Однако театр наконец-то зазеленел 10 мая этого года и останется таковым до 17 июня. Хотя рабочие и будут периодически поливать «вертикальную лужайку» с крыши здания, трава, в конечном счёте, постепенно пожелтеет и отомрёт. Супруги говорят, что смотреть на увядание им всегда тяжело. Но они надеются, что это заставит публику задуматься о глобальном потеплении, которое Экройд называет «эпической драмой, разворачивающейся на наших глазах».

«Вертикальные сады»

По другую сторону Ла-Манша живёт и работает французский ботаник и дизайнер Патрик Бланк, известный во всём мире как изобретатель «вертикальных садов». Обычно висячие сады представляют собой традиционные горизонтальные лотки, наполненные землёй и установленные на вертикальной раме друг над другом. В «вертикальных садах» Бланка никаких лотков нет, и вся толщина установки, не считая самих побегов, не превышает нескольких сантиметров. А её вес, кстати, достаточно мал и не создаёт нагрузок на стены строения. Так, один квадратный метр «вертикального сада», включая уже взрослые растения, составляет всего 30 килограммов.

Здесь предусмотрена целая система крепления растений, разнообразие которых почти ничем не ограничено (хотя, конечно, деревья таким образом не посадишь). В основе такого сада лежит металлическая рама, закрепляемая на стене. К ней прикручивается каркас из пластика, удерживающий тонкие высокопористые полиамидные пластины, представляющие собой нечто вроде войлока. В этом-то материале и пускают свои корни растения.

«Вертикальный сад» Патрика БланкаПосле монтажа конструкции производится посев семян. Так что «зелёную стену» нужно не только расположить на здании, но потом ещё и кропотливо вырастить. Зато, высаживая до 30 разных растений на каждом квадратном метре композиции, можно создавать удивительно рельефные вертикальные ландшафты, навевающие мысли о настоящих, а не каменных, джунглях.

Через сеть трубок, спрятанных позади пластика, к растениям поступает питательный раствор, содержащий минеральные элементы, необходимые для их роста. Полимерный войлок пропитывается этой смесью за счёт капиллярного эффекта. При этом стена здания, скрытая за таким украшением, не увлажняется – вода к ней не проходит и не наносит никаких повреждений.

Свою первую композицию Патрик Бланк создал в 1988 году, и с тех пор его творения украсили стены нескольких десятков зданий. Это отели, магазины, штаб-квартиры различных компаний... Причём «вертикальные сады» нашли применение как снаружи сооружений, так и изнутри. Их даже можно найти в нескольких частных домах.

Ну, а знание ботаники помогает создателю садов подбирать наиболее красивые композиции из растений, уживающихся друг с другом. Кстати, сама идея «вертикальных садов» возникла у учёного после исследований тропических лесов.

Самое недавнее творение Патрика Бланка украшает новый парижский музей Куай Бранли, в котором представлены предметы искусства народов Америки, Азии, Океании и Африки. Он открылся лишь в июне 2006 года и сразу стал одной из достопримечательностей Парижа. А на текущий год намечена реализация ещё нескольких проектов Бланка в Малайзии, Катаре, Бельгии, Вьетнаме, Корее, Австралии, США, Италии и, конечно же, во Франции.

К сожалению, России в этом списке пока нет. Может быть, ещё не поздно наверстать упущенное?

Текст: Максим Тимофеев

«Ландшафтные решения» № 2 (04), 2008 г.

Похожие статьи: