Поэзия садов

Фото: Тамара СедлярCады в Древней Руси были одной из самых больших ценностей. Особенное значение имели монастырские сады, которые символизировали рай. Они обязательно должны были иметь «райские деревья» – яблони (виноград), цветы, по преимуществу душистые, чтобы привлекать к себе птиц. Именно таким, действующим на все человеческие чувства, и представляли себе в Древней Руси рай, в котором Бог согласно Книге Бытия «насадил все древеса».

Сад должен был услаждать зрение (цветущие деревья, цветы), вкус (ягоды, плоды деревьев), слух (пение птиц), обоняние (запахи душистых цветов). И ещё одна черта была характерна для этих «райских садов» – ограда. Она ассоциировалась со спасением, с изолированностью от греха.

Изгнание из рая Адама и Евы представлялось обычно как выдворение их за пределы райской ограды, лишение их спасения.

Фото: Анатолий ХаритоновВ русских монастырских садах символической «оградой рая» служили стены.

Но не только сад, но и весь монастырь был, таким образом, символом рая.

Для католиков сад был и символом Богоматери, и роза в нём была также символом Богоматери.

В русских садах, по свидетельству иностранцев, даже в ХVI веке роз ещё не было. Имелась лишь «дикая роза» – шиповник. Поэтому символом Богоматери (среди многих других) в Древней Руси была белая лилия.

Фото: Дмитрий ВернидубИтак, сады – это рай, то место, где обилие всего: растения не только декоративные, но и плодовые, где поют птицы, а цветы не только украшают, но и распространяют благовоние.

Цветы постоянно изображаются на иконах. На иконах ХVI-ХVП вв. цветы носят обычно самые фантастические формы

В ХVП в. шедевром русского садово-паркового искусства признан Екатерининский парк в Царском Селе. «Его композиция создавалась в период становления и претворения в жизнь теории построения пейзажных, ландшафтных, или так называемых английских садов (Туманова Н. Е., «Екатерининский парк», 1997 г., с. 38).

В царствование Екатерины Великой русская знать наслаждалась недавно обретённой свободой от обязательной государственной службы. Русское дворянство стало проводить больше времени в своих поместьях и в заграничных путешествиях, в том числе и в Англии.

Уже в 1764 году Иван Шувалов писал из Англии другу: «Сады прекрасные, совсем иного от других вкусу. По возвращению моём дам идею, как в Киморе (поволжское село Тверской губернии Кимра, принадлежавшее графине А. К. Воронцовой) подобный опыт завесть; всё искусство в том, чтоб было сходно с натурой. Мне кажется, что сие лучше».

Фото: Анатолий ХаритоновНесколько лет спустя граф В. Орлов, президент Академии Наук, записал в своём дневнике: «При расположении оных (английских садов), стараются они подражать природе и скрыть работу, которая необходима и часто много трудна бывает, нежели в регулярных... садах».

В 1772 году Екатерина П писала Вольтеру: «Я безумно люблю сады в английском стиле». В 1773 она заказала у Веджвуда знаменитый обеденный сервиз «Зелёная лягушка», на котором были запечатлены 1244 вида Британии. Среди них 952 сада, что отражало увлечение императрицы английским паркостроением.

Камерон по заказу Екатерины, работая в Павловске, не только спроектировал новый дворец, но также распланировал сад посреди лесистой местности на крутых берегах Славянки, а главный въезд в усадьбу украсил липовой «тёмной» аллеей.

«Тёмные аллеи» — так назван рассказ Бунина в его книге рассказов, опубликованной в Нью-Йорке в 1943 году и отмеченной сильнейшим чувством тоски по России.

Михайловское, аллея КернТёмные липовые аллеи встречаем и в стихотворении Н. П. Огарева «Обыкновенная история»:
«Была чудесная весна!
Они на берегу сидели –
Река была тиха, ясна,
Вставало солнце, птички пели;
Тянулся за рекою дол,
Спокойно, пышно зеленея,
Вблизи шиповник алый цвёл,
Стояла тёмных лип аллея».

Так почему всё-таки «тёмные аллеи» стали у Бунина названием всей книги его рассказов, где он пишет о России? Тесно обсаженные липами сравнительно узкие аллеи были одной из самых характерных черт русских садов, особенно усадебных, и составляли их красоту. Нигде в Европе липы не сажались «стеной» так, как они сажались в России, и эти аллеи лип стали для Бунина в известном смысле символичны.

Что можно рассказать о происхождении русского усадебного парка? Характерные особенности русских усадебных садов определились в конце ХVШ и начале ХIХ веков. Вблизи дома владельца расположен цветник. Обязательным было выращивать в цветнике наряду с яркими цветами душистые.

Усадьба Рождествено. Дом Рукавишниковых-НабоковыхДеревья в России перестали стричь очень рано, и если в конце ХVШ и начале ХIХ вв. ещё стригли кусты, то только вблизи дома.

Прямые и узкие аллеи углублялись от дома на значительное расстояние и составляли обычно его самую характерную особенность: прямые, но не подстриженные и с такой тесной посадкой лип, к какой обычно в Западной Европе не прибегали. Делалось это в русских усадебных садах, чтобы дать спокойный приют птицам. Ястреб не мог камнем упасть на певчую птицу, спрятавшуюся от него среди тесных рядов лип. Аллеи лип бывали действительно тёмные и прохладные.

Кроме аллей устраивались «зелёные гостиные»: липы тесными рядами высаживались вокруг площадки, где можно было поставить стол и скамейки-«сиделки», исключение делалось только для широких подъездных дорог, которые обсаживали не только липами, но и дубами. Между аллеями тёмных лип?– со стеной стоявшими тёмными стволами?– бывал и подлесок, где укрывались соловьи. Подлесок никогда не вырубался сразу. Он вырубался в одном месте и оставлялся в другом – пока не подрастёт эта птичья защита.

Побывавший во всех знаменитых парках Европы И. С. Тургенев писал: «Я ничего не знаю прелестнее наших орловских старых садов – и нигде на свете нет такого запаха и такой зелёно-золотой серости...».

В письме к Г. Флоберу И. С. Тургенев писал об аллеях сада в Спасском-Лутовинове (его имение): «Я думаю, что действительно путешествие в Россию вдвоём со мной было бы для Вас полезно; в аллеях старого деревенского сада, полного сельских благоуханий земляники, пения птиц, дремотных солнечного света и теней; а кругом-то?– двести десятин волнующей ржи – превосходно! Невольно замираешь в каком-то неподвижном состоянии, торжественном, бесконечном и тупом, в котором соединяется в одно и то же время, и жизнь, и животность, и Бог. Выходишь оттуда как после, не знаю, какой мощно укрепляющей ванны, и снова вступление в колею, в обычную житейскую колею».

Сегодня на высоком берегу, над плотиной ГЭС – остатки двух парков, старого и нового, между которыми стоял просторный двухэтажный дом (ныне восстановленный), названный Набоковым «Наша Выра», хотя до Выры два километра. Дом предназначался в приданое Елене Ивановне Рукавишниковой, и когда она вышла замуж за Владимира Дмитриевича Набокова, молодые поселились здесь.

В апреле 1919 года из России уезжала большая семья. Грузовой пароход «Надежда» увозил в эмиграцию семью Набоковых. Владимиру Владимировичу было 20 лет.

Позже он поселится в шикарном швейцарском отеле. И ни один журналист так и не получит ответа на вопрос: «Почему при своих доходах господин Набоков не покинет отель и не купит в частное владение дом?».

Эту загадку В. В. Набоков унесёт с собой. Но для нас, читающих его книги, тайна эта очевидна: имение писателя под Петербургом («Наша Выра», как он привык называть его с детства) и дом в этом имении?– только один оставался для Набокова тем единственным домом, вблизи и внутри которого он мог вообразить своё существование. Всё другое на земле могло быть лишь временным пристанищем.

Это имение на реке Оредеж и сама река с её «ленивым изгибом» и родной путь из «Нашей Выры» в село Рождественно, и издавна знакомая «берёза-лира» с двойным стволом, рай детства, первая юношеская влюблённость – всё слилось для него в понятие Россия, Родина, Дом.

Для орловчанина И. А. Бунина, любившего усадебные сады, «тёмных лип аллеи» были символом ушедшей России.

Без тёмных аллей не обходился ни один русский усадебный парк. Одна из самых замечательных «тёмных аллей» России – «аллея Керн» в Михайловском.

Похожие статьи: