Жизнь в стиле Loft

Loft (лофт)-интерьер, несмотря на то, что возник сравнительно недавно (в 40-е годы ХХ века) уже успел стать классикой, и в загородном строительстве его нотки звучат всё настойчивее. С каждым годом всё больше людей становятся приверженцами loft-интерьера, а я бы даже сказала приверженцами loft-style, loft-live ...

Лофт именно то направление в дизайне и архитектуре, которое не просто демонстрирует пристрастия владельцев дома, их увлечения, их видение мира (как все прочие), но и отражает Стиль Жизни в очень прямом, конкретном смысле. Т.е. интерьер напрямую влияет на то, чем и как владелец дома занимается, отдыхает, работает, принимает гостей, живет... от него не отмахнёшься — он обязывает!

Так что же это за лофт-интерьер и откуда, вообще, он взялся?

Во всём «виноваты» Нью-Йорк, Манхеттен и, конечно, к этому причастен культовый Энди Уорхол со своей легендарной «Фабрикой» на 47-й Ист-стрит!

Итак, 40-е годы, ХХ век, необходимость расширения города и дорожающая земля в центре толкают власти Нью-Йорка на то, чтобы выводить промышленное производство, склады, фабрики и заводы в загородную зону. Вследствие этих мероприятий в фабричном районе Манхеттена появляются пустующие складские и фабричные корпуса, которые необходимо как-то использовать. Низкая арендная плата привлекает молодых художников, архитекторов, музыкантов, и они занимают пустующие площади под мастерские и студии. В целях экономии большинство из них использует огромные помещения не только как мастерские, но и как жильё. Так появляется дом в стиле Лофт.

В переводе «Loft» означает — «чердак», «голубятня», «галерея». Появившуюся лофт-тенденцию, которая охарактеризовалась огромным пространством (большие площади, высокие потолки), окнами во всю стену и передвижными перегородками,— стал активно продвигать Энди Уорхол (основоположник поп-арта). Так, зародившись в недрах самого «городского» города Америки, этот стиль начал покорять (спустя три десятилетия) сначала Старый Свет (Англию, Германию, Австрию, Голландию, Финляндию), а затем распространился и по всему миру. И с каждым годом популярность лофт-интерьера растёт (в США, Японии и Европе лофт давно в моде и является наиболее дорогим и престижным жильём). Чтобы понять причины этого процесса, необходимо узнать составляющие лофт-интерьера.

Чистота стиля

Если вы хотите видеть у себя дома настоящий loft, таким, каким он зародился в Нью-Йорке, то должны соблюсти основные принципы, характерные только для этого стиля.

Во-первых, дом должен походить на историческое здание, причём, желательно нежилое, внутри — простор — пространство без перегородок и с окнами во всю стену. Как это воплотить — задача для архитектора.

Во-вторых, в классическом лофте обязательны атрибуты «прошлой» промышленной «рабочей» жизни: грубая кирпичная кладка, стеклоблоки, трубы, не спрятанные в стены, потолочные балки, вентиляционные короба, чугунные лестницы...

В-третьих, хотя передвижные перегородки не запрещаются, но и увлекаться ими не стоит — в доме должно быть много воздуха, света, движения. Тем более, что кроме перегородок в лофте успешно используются и другие приёмы зонирования, например, при помощи цвета, света, фактуры материала, подиума, мебели, стеллажей, барной стойки и других декораторских приёмов.

Цвет стен в лофте, как правило, белый, часто с открытой кирпичной кладкой, которую белый цвет особенно подчёркивает, допускаются и яркие цвета-акценты — особенно если надо зонировать пространство — зрительно выделить какую-то функциональную часть дома, подчеркнуть её. С этой же целью дизайнеры играют фактурой напольного покрытия. В жилой зоне обычно используют паркет и доску, на таком поле частыми «гостями» бывают меховые шкуры необычных расцветок и форм, небольшие ковры и коврики. Кухня, санузел, холл и лестница могут отделываться самыми разнообразными материалами, начиная от плитки и мозаики и заканчивая полированным камнем или мраморной плиткой.

В настоящем лофт-интерьере количество мебели минимально, но не в ущерб посадочным местам — их должно быть в избытке. За счёт большого пространства — какой бы большой диван вы ни поставили — он не будет казаться неуместным. Мебель имеет сложную, интересную, подчас забавную форму. Часто представляет собой трансформер и может приобретать разную форму — «на любой случай». Характерны для лофт-интерьера и кресла-лежанки, часто ярких, сложных насыщенных цветов. Нередко (и это один из признаков настоящего лофта) среди всего этого великолепия закрадываются по-настоящему ценные, антикварные предметы мебели, которые создают творческую атмосферу в доме, очеловечивают, одухотворяют интерьер, делают его уникальным.

Не последними по значимости в лофте являются детали. Здесь можно выбрать два направления. Если вы склоняетесь к стилю «Большого города», Мегаполиса, тогда ваш загородный дом наполнят живопись в стиле граффити, дорожные знаки и рекламные постеры... Либо вы создаёте атмосферу творческой мастерской, в таком случае на фоне монохромных стен будут выделяться живописные полотна (в старинных или современных рамах, можно и вовсе без них) и скульптуры. Кстати, картины лучше не вешать, а прислонять к стене.

Что касается освещения, то оно сложное и разнообразное. Наравне с фоновым освещением имеется и направленное, точечное, т. к. «предметы искусства» должны быть освещены всегда. Для этого используют специальный выставочный свет: подвижные шинные системы с лампочками, которые можно повернуть в нужном направлении, прожекторы. В зоне отдыха — бра, напольные светильники, торшеры, создающие рассеянный, мягкий, интимный свет. На кухне, в лестничных проёмах, ванной — галогеновые софиты.

Я его слепила из того, что было...

Конечно, не всегда есть возможность построить громадное урбанистическое сооружение у себя на участке. Иногда мы имеем не самый лучший «исходный материал» для воплощения своей мечты, но это не повод «опускать руки», ведь всегда можно взять отдельные элементы из лофт-интерьера «на заметку» и применить их в том пространстве, которое у нас имеется.

Итак, предположим, что у нас есть некое помещение средних размеров, в котором хочется создать лофт.

Во-первых, нам нужно ощущение простора и света. Поэтому потолок белоснежный, стены тоже желательно белого цвета (можно и элегантных дымчатых оттенков), допускается и яркий активный цвет на одной из стен (или части стены), но не больше 25% от площади всего помещения, например, алый, кирпично-терракотовый, индиго...

Что касается окон — то чем они больше, тем лучше. Степень остекления должна быть высокой. Никаких гардин, штор, рюш; оконные рамы из натурального светлого дерева или под него — они не должны выделяться из общего интерьера. Допустимы только жалюзи. Чтобы обеспечить хорошее естественное освещение и внести в конструкцию лёгкость (если есть возможность), можно использовать стеклоблоки.

Пол — светлая доска. В зоне кухни и в ванной — мозаика (монохромная) или плитка из натурального камня, возможны металлические вкрапления. Видимое отсутствие плинтусов. Если захотите разместить в лофте спальню, то в предполагаемом месте установите «подиум».

Когда основные работы проведены, можно браться за предметы интерьера. Оглянитесь вокруг, может быть, у вас уже есть то, что идеально впишется в ваш лофт и задаст настроение помещению. Этим предметом может оказаться старое антикварное кресло, индийский (китайский, японский и т. д.) столик, архаичная ваза, ванна на лапках, большое зеркало в раме, приставленное к стене, забавные цветные коврики, картины и, в конце концов, старый торшер. Любой из этих предметов точно также необходим лофту и является его неотъемлемой частью, как и ультрасовременная бытовая техника, плазменный телевизор, дизайнерская мебель. Но не переборщите с предметами, их не должно быть слишком много, помните — лучше меньше, да лучше.

Умелое сочетание «старого» и «нового», промышленного и грубого с высокохудожественным и утончённым в едином многофункциональном пространстве создаёт уникальную ткань лофт-интерьера, сотканную из стекла, света, дерева, старых кирпичей, стали, воздуха и свободы.

Лофты бывают разные...

Как говорится: «сколько людей, столько и ...лофтов» — ведь у каждого человека своя степень готовности открыться миру. И у каждого из нас есть предел этой самой готовности.

Радикальный, эпатажный лофт — редкость в наших интерьерах. Это очень открытый, даже откровенный интерьер. Все жизненное пространство объединено в одно — без границ, без преград, без предрассудков и шаблонов. В таком интерьере часто смещены акценты, нарушается иерархия зон, то, что считалось важным, может полностью скрываться, и наоборот, самое интимное выдвигаться на первый план. В таких интерьерах не каждый сможет жить. Ведь ванна может находиться в центре комнаты, а туалет быть ничем не защищен. Такое помещение живет в соответствии со своей логикой, и логикой своего владельца, которая противоречит всем прочим.

Классический лофт (тоже, к сожалению, встречается нечасто в наших краях) вполне допускает изолированный санузел и передвижные перегородки, но пространство должно быть единым, просматриваемым с любой точки комнаты. Он более комфортен для проживания, однако тоже требует от владельца смелости, т. к. и тут случается (хотя далеко не всегда), что спальня и ванна перемещаются на самое видное место и становятся арт-объектом — гордостью своего хозяина.

Двойной (парный) лофт-дом имеет сразу лофт частный и лофт общественный, которые разъединены между собой. Это возможность компромисса для тех, кто хочет объединить жизненное пространство, но не допустить в свою частную жизнь посторонних людей. В таком случае, в «публичный» лофт входят холл, гостиная, возможно, кабинет (мастерская), кухня, гостевая и всё, что душе угодно, например домашний кинотеатр. А в «личный» — спальня, ванная комната, гардеробная, опять же, кабинет (мастерская), спортзал, бассейн и прочее. Они могут располагаться, например, на разных этажах или в разных «корпусах», соединённых «туннелем». Модификации у таких лофтов самые разные: всё зависит от образа жизни владельцев дома.

Наибольшее распространение имеет дом, включающий в себя одну лофт-зону (чаще общественную, на первом этаже). Как правило, люди стремятся именно к такому лофт-компромиссу, т. к. он сочетает и изолированные комнаты, и одну комнату «для всех».

Всё напоказ, всё наружу...

Репутация у лофта такая, что и впрямь может отпугнуть одних и привлечь других. С одной стороны, всегда приятно причислить себя к молодым, необременённым семьёй и преуспевающим, но не всегда это соответствует действительности. И такая форма организации жилища, в котором можно жить, работать и принимать гостей — удобна, но не для всех.

Желание жить напоказ, в постоянном контакте с окружающим миром, предельная откровенность выбравших открытый тип интерьера заставляет задуматься и начать поиски причин такого выбора.

Одна из них лежит на поверхности: увидел человек красивую картинку лофт-интерьера (в журнале, по телевизору, в гостях) — понравилось, загорелся, захотел такой же. Это спонтанный выбор — он может идеально подойти будущему владельцу, а может и не подойти вовсе, но это покажет время. Другой вариант — осознанный выбор: человек долго искал, думал, читал, присматривался и вот ему кажется, он нашёл лучший вариант для себя (своей семьи), посомневался, конечно, и всё-таки решил, что его... А почему? Почему раньше предпочитали закрытый тип интерьера (традиционный, со множеством изолированных комнат), а сейчас всё больше открытый? И многим уже кажется совершенно естественным объединить в единое пространство хотя бы холл, гостиную, столовую и кухню, если не больше.

Считается, что закрытый тип интерьера предпочитают натуры с традиционным типом мышления и вкусом. Как правило, это более взрослое поколение, более сдержанные, консервативные люди, с устоявшимися представлениями и взглядом на мир, в некоторых случаях более замкнутые и, уж точно, тщательно оберегающие свою частную жизнь. Это отнюдь не значит, что люди, предпочитающие лофт-интерьеры,— несдержанные, эмоционально нестабильные, эксцентричные натуры! Но они более мобильны, более общительны, более спонтанны, креативны в большинстве случаев, больше открыты для новых идей, настроений, впечатлений. Если перейти на традиционный язык психологов, то закрытый тип интерьера предпочитают флегматики и меланхолики. Открытый — холерики, сангвиники. Но необходимо помнить, что в чистом виде темпераменты встречаются достаточно редко. Кроме того, это не объясняет тенденции всевозрастающей популярности открытого интерьера. Не может же повально измениться у людей темперамент?

С другой стороны, общественные настроения меняются в сторону большей публичности, открытости. И эта тенденция общемировая и уже признанная. Это так же объясняет широкое распространение всевозможных реалити-шоу, социальных сетей в Интернете по всему миру, где люди всё с большей охотой рассказывают о своей частной жизни, порой, совершенно посторонним людям, не испытывая при этом какого-либо неудобства.

В современном обществе появилось множество бездетных пар, холостых, одиноких творческих или строящих свою карьеру успешных молодых людей, которые не видят причин ограничивать и сковывать себя какими-то рамками и «лишними стенами». Именно эта категория чаще выбирает «настоящий» лофт, с полностью открытым и единым пространством.

Семьи с детьми, как правило, предпочитают более гибкий вариант: изолированные комнаты для себя и для детей, не отменяющие общего пространства для совместного времяпровождения. Подобная планировка позволяет уединиться и отдохнуть друг от друга, и одновременно больше времени проводить вместе в общей многофункциональной комнате. Это хороший вариант для занятых родителей, которые в свободные вечера и выходные желают больше времени проводить в кругу семьи, не отрываясь от повседневных занятий. В общем для тех, кто хочет и дом не «запускать», и наблюдать за детьми, общаться с ними, быть в контакте с семьёй и друзьями, притом, что каждый занят своим делом. Здесь лофт играет функцию объединяющую (и, может быть, даже укрепляющую), где дефицит времени компенсируется большим единым пространством.

Лофт — конечно, сложный интерьер, так как требует от человека внутренней работы, изменений устоявшихся стереотипов, образа жизни, и далеко не каждый может сломать привычные шаблоны. Поэтому многие к лофт-интерьеру относятся осторожно, с опаской, и если используют, то не в «чистом», «концентрированном» виде, а добавляют в свою жизнь частично — «на пробу». А вдруг понравится?

Текст: Ксения Кидяева

Консультант и фото: дизайн-студия «IN/OUT»

«Загородное строительство» № 7–8, июль-август 2009 г

Похожие статьи: