Стиль «фюжн», или Все смешалось в одном доме

Сведущие люди называют стиль «фьюжн» самой актуальной тенденцией в музыке, кулинарии, дизайне интерьера... – в общем, во всём. Это направление вкратце определяют как соединение несоединимого: старого и нового, Востока и Запада, высокого искусства и китча. Звучит, конечно, привлекательно. Стоит, однако, разобраться, что же в этом действительно нового.

Профессиональные дизайнеры умело используют
восточные мотивы в современном интерьере

Английское слово «fusion» переводится как «слияние», или «сплав». Если говорить о внешних формах, то фьюжн предполагает сочетание, казалось бы, несочетаемого (или считавшегося таковым), неординарные решения, выходящие за рамки общепринятого и привычного. В нашем мире вне пространств и правил гораздо труднее соблюдать единство стиля в дизайне, чем поместить на тонконогий французский столик африканскую керамическую вазу, привезённую из путешествия. И глаз радуется, и оправдание есть: фьюжн.

Слияние культур, технологий, стилей, мировоззрений и времяпрепровождений – вот он, главный признак современности, истинный дух времени. Судите сами: корейские поп­группы смешивают хип­хоп и латиноамериканские ритмы, лондонские бизнеследи разучивают индийские танцы, американский фастфуд предлагает посетителям вьетнамские сэндвичи, а токийские подростки задают тон мировой моде. Глобализация, солидно говорят телевизионные деятели культуры, предлагая видеть в этом уникальную черту нашего времени. Но так ли это?

Комбинация старинных и современных вещей даст возможность воспринимать интерьер
совершенно по-разному. Используйте аксессуары, вызывающие трогательные воспоминания.

До того, как придумали марки и значки, которые (с тем или иным успехом) способен собирать каждый школьник, коллекции сильных мира сего соединяли в себе самые разнородные предметы. В таких «кунсткамерах» мирно уживались картины Тициана, римские монеты, мраморные статуи с обломанными руками и носами, случайно раскопанные в каком­нибудь италийском поместье, и раковины наутилусов, оправленные в серебро. Все эти вещи объединялись разве что представлением об их сопоставимой редкости, а значит – ценности. При этом роскошные, но привычные ренессансные или барочные интерьеры замков в сочетании с древними или заморскими артефактами создавали гораздо более сильный эффект экзотики, нежели подчёркнуто нейтральная обстановка современных музеев. Воистину, ничто не ново под луной.

Идём дальше. В благословенные времена королевы Виктории, правившей в Соединённом Королевстве с 1837 по 1901 год, своего рода фьюжн стал если не признаком хорошего тона, то уж, во всяком случае, объективной реальностью. Генералы и чиновники колониальной администрации, служившие в Индии, возвращались домой, нагруженные свёртками индийских шелков, сикхскими саблями и статуэтками Шивы и Парвати. Вся эта ориенталистика размещалась в домах с бархатными портьерами и дубовыми панелями на стенах. Помните особняк Тадеуша Шолто из «Знака четырёх»? Примерно так это и выглядело. Ревнители идеологической чистоты могли сколько угодно ворчать, подобно Киплингу, что Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и вместе им не сойтись. В действительности они сходились, порождая уют и своеобразие викторианского интерьера, где всё было немного «слишком». Слишком много цветов, материалов, предметов, резьбы, витражей... Но не эта ли преувеличенность как раз и спасала викторианский дом от унылой и напыщенной серьёзности, которая так свойственна и предшествовавшему стилю классицизма и последующему модернизму?

Можно вспомнить и Россию: время архитектурной эклектики совпало с территориальной экспансией империи. Индийской романтике англичан в России соответствовала кавказская, времён Лермонтова и БестужеваМарлинского. В дизайне интерьеров это обернулось модой на восточные ковры, которая преспокойно пережила все социальные катаклизмы. Но и профессиональные архитекторы быстро освоили «мавританский» стиль в качестве одной из альтернатив античности. И если в одном и том же доме, а иногда и в квартире, разные помещения оформлялись в разных стилях, то не было ли это предвестием постмодернистской современности?

Если же говорить предельно серьёзно, XIX век объединяет с современностью чувство окончания очередной исторической эпохи и необходимость подвести итоги, ничего не забывая и не отрицая. Отсюда идёт желание соединить в одном интерьере как можно больше приёмов из разных стилей и направлений, смешение современности и ретромотивов, новых материалов, холодных технологических вещей и рукотворных, выполненных в единственном экземпляре предметов. В отличие от эклектики, как говорят нам специалисты, фьюжн не просто значительно свободнее соединяет в одном пространстве элементы разных стилевых направлений, но и создаёт на их основе свой новый стиль.

Пожалуй, фьюжн наиболее ярко выражает мировоззрение человека с широким кругозором, знакомого с культурой и историей разных стран и эпох. Детали интерьера должны сочетаться не происхождением и цветом, а «браком по любви». В расчёт принимаются только ваши чувства к тому или иному предмету обстановки. Фьюжн организует наше пространство так, чтобы мы могли путешествовать сквозь эпохи и континенты, не выходя из дома.

Бабушкин шкаф, лоскутное одеяло, наброшенное на диван,
обитый клечатой тканью, восточный ковер над камином
и масса милых и дорогих хозяевам безделушек

Этот стиль превращается в стремительно набирающее популярность направление современного дизайна, ведь он обещает неслыханную ранее свободу. Раньше считалось чем­то немыслимым сочетать синий и чёрный, красный и коричневый цвета, а теперь это совершенно нормально.

Человеку, выбравшему фьюжн, и не придётся думать о чистоте стиля. Сегодня вы вольны не придерживаться никаких канонов и догм. Вы можете активно компоновать в одном интерьере тяжёлую классическую мебель и хай­тековские шторы из органзы. Смело выдвигайте мягкую мебель из углов и ставьте её в центре комнаты. При этом дорогие эксклюзивные коллекции спокойно уживаются с самыми массовыми моделями. На стенах рядом с репродукциями шедевров искусства размещайте свои дилетантские фотографии, «глухие» стены превратите в настоящую музейную экспозицию с постмодернистским порталом.

Фьюжн предлагает всё, не отрицая ничего. Сегодня можно и нужно смешивать классическую и современную мебель, вещи старые и новые, дорогие и не очень и добавлять объекты, решительно ни к чему не подходящие, но любимые. Стоимость предмета в этом стиле не имеет значения. Создание хорошего интерьера всегда стоило немалых денег. А сотворить фьюжн очень просто, главное обладать чувством вкуса.

Этот стиль отлично подходит для самовыражения, поскольку в нём раскрывается индивидуальный подход владельца к созданию интерьера, учитывающий только частный вкус, а не какие­то правила и установки. Обои, имитирующие различные природные и искусственные материалы, изготовленные по современным технологиям, создают простор для творческой мысли. Если часть стены оклеить обоямициновками и на их фоне разместить восточные экзотические сувениры, оригинальное декоративное решение обеспечено. Последнее новшество из коллекции этого года – виниловые обои под вельвет.

В интерьер ситля фюжн хорошо вписываются детали из дерева.
Это может быть отделка потолка, выполненная из обыкновенной
вагонки, и деревянные лестницы, и открытые кровельные балки

Не бойтесь экспериментировать. Самое замечательное, что при создании фьюжнинтерьера никаких правил нет и быть не может, ведь это не стиль, а смешение стилей, каждый раз с новыми ингредиентами и в новых пропорциях. Опытные декораторы могут дать только один совет­предостережение относительно пропорций: в хорошем интерьере должны быть однадве сильные экзотические вещи, не больше!

Лучше всего подбирать обстановку по принципу контраста. Ориентальные или африканские вещи подчеркнут лёгкость и комфорт современной мебели.

Статуэтки, безделушки, сувениры также имеют право на существование. Никогда не проходите мимо восточных тканей. Недорогие отрезы после стирки или надлежащей обработки можно использовать как покрывала и накидки; дорогие, например, узбекское вышитое сюзане, крепите над изголовьями кроватей в качестве произведений искусства. Так же стоит поступить с китайской или японской вышивкой, даже если она вам досталась не совсем целой и в виде непрактичного маленького кусочка. Покупайте или заказывайте раму и убирайте свою находку под стекло, эта ткань того стоит!

В столовой можно применить импровизацию на тему Арт Деко. Эффектно сочетание разных фактур: кованого металла, прозрачного стекла, ткани. Каркасы стульев – кованые. Спинки и сиденья обтянуты тканью с броскими рисунками.

Не грех повторить главный совет, касающийся стиля фьюжн и вообще всех современных интерьеров: поменьше серьёзности и напыщенности. Когда современная дача «притворяется» феодальным замком – это уже смешно. Можно, как новый русский из анекдота, пребывать в уверенности, что так и надо, а можно легко и артистично обыграть несоответствие желаемого и действительного. Время законченных стилизаций прошло, и, видимо, прошло навсегда. В умах и интерьерах поселилась фрагментарность.

Текст: Максим Тимофеев

Загородное строительство, № 2 (30), февраль 2008 г.

 

 

Похожие статьи: