От общего — к частному. Оформляем интерьер

Оформление интерьера – дело не только творческое, но и очень ответственное. Среди огромного разнообразия стилей необходимо выбрать один, наиболее близкий именно вам. Стоит учитывать и модные тенденции, но не нужно ориентироваться только на них, так как, в отличие от стиля, мода поверхностна и быстротечна.

Успех оформления любого интерьера – как классического, так и современного – зависит от умения дизайнера создавать эксклюзивные варианты за счёт индивидуального подхода к использованию различных декоративных элементов в каждом отдельно взятом доме. В то же время, основы интерьерного дизайна, как, впрочем, и любого другого искусства, строятся по определённым канонам, отступать от которых можно лишь в исключительных случаях.

Расстановка приоритетов

Работу по оформлению интерьера надо вести комплексно, от общего – к частному. Нельзя сначала создавать декоративные композиции определённого размера, формы и цвета, а затем искать для них подходящее место. Это неправильный подход, который ведёт к ряду серьёзных ошибок. Дизайнер-флорист должен правильно размещать композиции: искать, меняя угол зрения, именно то место в комнате, где произведение будет смотреться наиболее выразительно, сразу привлекая к себе внимание и являясь композиционным центром, которому подчинены все остальные предметы обстановки. Однако при этом нельзя забывать, что все элементы художественного оформления, прежде всего, должны соответствовать общему решению интерьера.

Для некоторых композиций (панно, картин и т. д.) фоном может служить стена. Эта техника, при которой декоративные элементы являются «прозрачными», то есть не имеющими собственного фона, получила название транспарентной. Самое главное в этом случае – гармоничное сочетание элементов оформления интерьера с цветовой гаммой фона (стены) и всего помещения в целом.

Важно также, чтобы размеры различных декоративных конструкций соответствовали габаритам и планировке помещения. Например, если пространство между окнами узкое, то и композиция для его оформления должна иметь соответствующую ширину.

Обзор фронтальных элементов (картин, панно, напольных композиций) осуществляется только с одной стороны. Для некоторых композиций отводится специальное место (это может быть, например, ниша). Не следует размещать их в местах прохода или там, где они будут мешать передвигаться по комнате. Настенные декоративные элементы нет смысла вешать слишком высоко, там их просто не будет видно (оптимальная высота – на уровне глаз).

Разнообразие конструктивных форм, размещение декоративных элементов в разных плоскостях и на различных уровнях, использование контрастных по фактуре и цвету материалов, а также правильно организованная подсветка и небольшие журчащие фонтанчики позволят зрительно разделить пространство интерьера на разные зоны.

Чистота стиля

Чтобы создать композицию в определённом стиле, надо сначала представить себе объёмный образ будущего произведения и понять, с какой формой, цветом, а также фактурой и материалом (природным или неприродным) оно ассоциируется в том интерьере, для которого выполняется.

Например, невозможно себе представить в роскошных интерьерах с гобеленами и тончайшими шёлковыми занавесями гирлянды и венки из соломы, выполненные в транспарентной технике, а также плетёнки, циновки и композиции из натуральных шишек (даже покрашенных). Они будут восприниматься как чужеродные элементы и внесут диссонанс в общее восприятие пространства. Такие материалы (в том числе лён, пенька, сизаль, рогожа, ткани с цветочным рисунком) можно использовать в интерьерах с сельскими мотивами (стиль «кантри»).

В интерьере, выдержанном в стиле «барокко», – роскошном и величественном, помпезном, со сложным декором с включением золота, бархата, гобеленов, зеркал; с пространственным размахом, грандиозностью и парадным блеском – органично смотрятся изделия из дорогого экзотического природного материала с добавлением сложных декоративных элементов. Уместны прямые линии, стремящиеся вверх и соединённые с золотыми завитками, напоминающими капители колонн; сложные скульптурные формы в виде птиц, бабочек; дорогие мягкие струящиеся материалы (бархат, щёлк, замша). Общая цветовая гамма такого интерьера тёплая: охра, медовый, глубокий пурпурный, белый с золотом. Даже изящная и ажурная композиция не будет здесь смотреться, если её цветовое решение не отвечает этому правилу.

К оформлению интерьера в стиле «модерн» подход иной – всё строится на плавных, певучих, гибких разнотолщинных линиях. Используются тонкие гнущиеся ветки ивы, лианы, винограда, древогубца, различные корни. Их нужно обработать определённым образом (ошкурить, отбелить, покрасить) и придать им желаемую форму (изогнутую или закрученную). Иногда вместо природного материала (веток) для создания изящных изгибающихся линий используют искусственные ветки и листья или металлическую проволоку (от самой тонкой до толстых кованых прутков).

В таком интерьере вполне уместны изготовленные своими руками декоративные элементы из картона (обёрнутые кожей, замшей, бархатом или шёлковыми тканями), блестящие или матовые поверхности и плавные льющиеся линии (ломаные, колючие, молниеобразные не соответствуют этому стилю). Замечательно смотрятся лепестки лилий, орхидей, ирисов и т. д. – с красивым изломом, изысканно вычурные, с загибающимися тонкими прозрачными краями. Также очень красивы гладкие удлинённые листья (тонкие или толстые), например, ирисов, гладиолусов, рагоз, сансивьеры и т. д. Подойдут как живые растения, так и качественно выполненные искусственные.

Растительная цветовая гамма весьма разнообразна. В ней могут присутствовать как светлые тона – светло-зелёный, серый, оливковый, серебристый, светло-коричневый, лиловый, – так и тёмно-зелёный, умбра, тёмно-коричневый, тёмно-серый, чёрный, тёмный серебристый.

Кроме того, следует помнить, что в этом изысканном интерьере не место плотным, тяжёлым, крупным композициям с чёткими формами (таким, как, например, шар, пирамида или куб). Даже выполненные из хорошего качественного природного материала с соблюдением всех технических требований, такие вещи всё равно внесут в общую картину диссонанс.

А вот современный «хай-тек» допускает наличие композиций разных форм – от чётких геометрических до амёбообразных. Их отличают динамичные смелые линии, зачастую расположенные наклонно под разными углами, а также пересекающиеся вертикальные и горизонтальные плоскости. Конструктивные решения таких композиций – лаконизм и сухость, что является отличительной чертой этого современного стиля. Здесь могут быть использованы природные или любые другие материалы – металлические профили, стекло, дерево, оргстекло и т. д. – глянцевые, блестящие, матовые, выпуклые, вогнутые... Природный материал должен быть необычным, со сложной фактурой: листья закрученные, прорезанные (стрелиция, антуриум и т. д.) и перекрашенные в неестественные цвета. Общая цветовая гамма холодная – серебристая (с диапазоном от бело-серебристого до тёмно-синего с серыми оттенками) и чёрно-белая.

Создаём настроение

Стены светлых тонов (холодных оттенков) действуют на нас успокаивающе, создают ощущение лёгкости, прохлады; помещение кажется более просторным. Декоративные композиции из флористического материала для оформления такого интерьера должны создаваться в той же цветовой гамме и соответствовать общему настроению.

Авангардное направление основано на контрастах разных цветов. Сочетания могут быть любыми, так как сам интерьер в данном случае является нейтральным фоном для таких композиций. Однако для оформления жилых помещений не следует использовать цветовые сочетания, которые возбуждают, раздражают и нервируют.

Стены, покрашенные в спокойные нейтральные тона, создают ощущение теплоты. Здесь лучше всего будут смотреться композиции, выполненные не в холодной цветовой гамме, а в тёплой. Такие цвета вызывают приятные ассоциации и способствуют хорошему отдыху.

В оформлении детской или музыкальной комнат хорошо использовать открытые жёлтые, красные и зелёные цвета. Тёплые, яркие краски будут вызывать у детей ощущение радости, света, природы, солнца, чего им так не хватает в нашем климате. Декоративные композиции из флористического материала здесь должны быть выдержаны в каком-либо из этих трёх основных цветов (это усилит его благоприятное воздействие).

Для столовой с преобладанием зелёного цвета можно сделать декоративные композиции или натюрморты (настольные, напольные, настенные) в такой же цветовой гамме с включением охры, коричневого, малинового, золотого, чтобы подчеркнуть парадность помещения и добиться единого стилевого решения.

В короткой статье невозможно передать все тонкости оформления интерьера. В ближайшем будущем мы планируем издать книгу «Путь к мастерству» с практическими советами дизайнерам-флористам и всем, кто интересуется дизайном интерьеров.

Текст: Ксения Петрова, художник, обладательница грамоты школы Икебана Согэцу, созданной Софу Тэсигахара, руководитель школы-студии «Петербургский стиль»;

Анна Манина, художник, член Российского Союза работников культуры

«Загородное строительство» № 10 (38), октябрь 2008 г.

 

Похожие статьи: