Дом с мужским характером

Жить как президент, точнее, как американский президент, может, захочет и не каждый, зато уж точно многие. А пребывать, как показала практика, президенты США предпочитают традиционно на ранчо: Джордж Буш-младший жить не может без своего ранчо близ Кроуфорда, штат Техас, и вот уже и Барак Обама проводит отпуск вместе с семьёй на ранчо, расположенном на побережье Массачусетса.

Даже наш премьер-министр В. Путин (напомню, в недавнем прошлом президент РФ) оказался не чужд ковбойскому стилю (вспомним произвёдшую фурор в СМИ фотосессию в Тыве). Так что же заставляет мужчин, отягощённых властью, так сказать «шапкой Мономаха», любить и стремиться в дома-ранчо и атрибутике «Дикого, Дикого Запада»?

С одной стороны, можно сказать, что жить на ранчо предпочитают натуры, стремящиеся к деревенскому простому укладу без затей, тишине и уединению, природе, в конце концов. Это романтичные идеалисты.

Уставшие от пристального внимания прессы, общественности, подверженные постоянному стрессу и тяжёлой изматывающей работе в мегаполисе, конечно, тоже предпочтут уединённый отдых, максимум приближенный к природе и в то же время комфортный. И это не только политики, но и звёзды шоу-бизнеса, да и просто трудоголики.

С другой стороны, жизнь на ранчо — это определённый «мачизм». Ведь она подразумевает (пусть это и не совсем так для современных аналогов ранчо, а только на уровне подсознания) каждодневный тяжёлый труд, без перерыва на праздники и выходные, соответственно «слабый» человек просто не сможет выжить в подобных «неблагоприятных» условиях. К тому же, у большинства сложился определённый стереотип ковбоя, благодаря кинематографу ХХ века, и этот образ неизменно ассоциируется в массовом сознании как искатель приключений, одиночка, «хороший, плохой, злой» парень, с искренним сердцем, любимец женщин, справедливый, жёсткий и романтичный одновременно. Если придерживаться такого восприятия ранчо, то его выбирают заядлые холостяки, «эгоисты», эксцентричные, свободные, не отягощённые семьёй и обязательствами.

Предыстория

Ранчо в том виде, в котором мы себе его сейчас представляем, стало, конечно, не сразу таковым. Оно формировалось достаточно долго и испытало на себе влияние нескольких культурных пластов.

Архитектура ранчо завязана на истории Северной Америки и народов, населявших её. Изначально можно отметить влияние индейской архитектуры, которая начала своё становление с пещерных жилищ, постепенно переродившихся в глинобитные поселения. Основными чертами их были: глинобитные потолки и скульптурные камины из камня или оштукатуренной глины. Камень для камина мог быть некрупным речным либо, наоборот, состоять из очень крупных пластов горной породы. Огонь в таком камине выглядел живописно, брутально, дико... Живущие в таком доме вновь обращались к своим истокам, ведь у такого камина легко можно было представить себя в пещере у костра в окружении своих предков.

Позднее, испанские и португальские колонизаторы принесли свою культуру, и индейская архитектура претерпела изменения, впитала в себя новые элементы, может быть поэтому американское ранчо так похоже на мексиканскую фазенду, где испанские и португальские поселенцы крайне активно насаждали свою веру и культуру.

Ранчо, кроме того, простотой своей формы напоминает ещё и дом-повозку, в которых изначально жили переселенцы, путешествующие по Дикому Западу в поисках золота и удачи.

Классика жанра

Настоящее ранчо занимает значительный земельный участок, ведь на его территории должны уместиться, как минимум, пастбища, конюшня и другие хозяйственные постройки. Поэтому в нём и живут, как правило, очень обеспеченные люди. Например, ранчо Дж. Буша-младшего занимает 647 гектаров и на его территории есть водопад, ручей, известняковый каньон, пруд с окунями и пастбища для скота.

Традиционно ранчо — это ферма (со всеми полагающимися атрибутами сельской жизни), отсюда и основные его архитектурные особенности. В ранчо всё подчинено здравому смыслу, целесообразности, функциональности.

Строение дома состоит из одного этажа, ведь в Северной Америке очень часто дует ураганный ветер, и дом ковбоя должен выдержать его натиск, оттого ранчо кажется распластанным по земле и «растёт» по мере необходимости по горизонтали.

Крыша обычно плоская и широкая, ведь на Диком Западе не бывает снега. А большие навесы защищают от палящего солнца и зноя.

Окна большие, поскольку так удобнее обозревать свои владения.

Вообще дом асимметричен, ковбою некогда задумываться о симметрии и классических стандартах красоты, ему нужен просто тёплый, удобный ночлег.

Внутренние помещения просторные, объединённые в единое пространство (столовая, гостиная, кухня располагались в одной комнате). Большой объём помещений объяснялся ещё и тем, что климат на Диком Западе достаточно тёплый, умеренный, а потому особой нужды всерьёз протапливать дом не было, хотя позже и появились перегородки, делившие дом на отдельные комнаты (правда, из чисто прагматичных соображений), однако столовая, гостиная и кухня по-прежнему остались объединёнными.

Нельзя обойти стороной и изгороди, которые ковбои устанавливали на границах своего участка, защищая скот от диких животных и недоброжелательных соседей, предотвращая «побеги» лошадей и другого скота. Изгороди состояли только из столбов и горизонтальных перекладин, здесь, как и во всем остальном, главными были простота и здравый смысл. Крайне тяжело огораживать огромную территорию частоколом или витиеватой ковкой.

Что отличало ковбойские ранчо, так это использование натуральных материалов и в основном, конечно, дерева. Из него строили дом, мебель, изгородь, черепицу. Обрабатывали его при этом весьма скудно (не было не только традиционной для Европы и Азии резьбы, но порой доходило до того, что брёвна в опорных конструкциях могли расходиться на два ствола, а то и вовсе оставаться с ветками), от чего такой дом приобретал брутальность, простоту, несуетность, надёжность. Может быть, ковбоям было просто лень или некогда заниматься мелкими деталями в интерьере фермы, но именно эта суровость и нарочитая грубость является узнаваемым брендом ранчо, которое можно охарактеризовать как дом с мужским характером для настоящих мужчин и сильных и не слабохарактерных леди.

Единственным «сентиментальным» отступлением в ранчо, наполняющим его красками и неким подобием уюта, эмоциями, являются такие детали интерьера, как одеяла индейцев навахо (яркие, с причудливыми геометрическими узорами), рога животных в виде вешалок и светильников, изделия из кожи, шкуры животных на полу и стенах. Правда, и они не просто так наполняют дом, а служат ковбою в быту каждый день.

Модернизированное ранчо

Однако же, как приятно облачиться в куртку и сапоги, и объезжать свои владения на старом пикапе, можно, конечно, и верхом на коне — только не всем подходит такой вариант. Конечно, не каждый россиянин может позволить себе приобрести традиционное ранчо и большие земельные угодья. Да, наверное, не многим это по-настоящему и нужно. Дом в чистом поле как-то обязывает.

Но некоторые решаются, и вот уже есть отдельные проекты и готовые сооружения, соответствующие классическим канонам ранчо. Только вот на них зачастую строят, помимо всего прочего, вертолётную площадку, домики для гостей и площадку для праздников и коктейлей. Что ж делать, гламур добрался и до ковбоев.

Строят и более простые ранчо, автором одного из них стал Юлий Борисов из архитектурного бюро UNK project. Он построил дом в «формате ранчо»: одноэтажный, низкий, распластанный по земле. Его «ферма» состоит из нескольких отдельных зданий, объединённых треугольной крышей.

Современному человеку трудно обойтись без благ цивилизации, и архитекторы стараются, чтобы привычный комфорт и атрибуты современной жизни не нанесли ущерба общей концепции здания, его настроению. Придерживаясь определённых правил, им достаточно успешно удаётся сохранить дух ранчо и соединить прошлое и настоящее.

Ну, во-первых, аутентичность можно подчеркнуть через материалы: прежде всего, это дерево (не окрашенное, а лишь тонированное), в достаточно грубой обработке, без резьбы и прочих украшательств. Мебель, двери, лестницы, балки на потолке — всё изготавливается по такой нарочито простой технологии.

Все стояки отопления, несущие металлические колонны и прочее, тщательно скрываются и превращаются в декоративные элементы, благодаря тому, что обшивают их деревом или шпоном.

Пол — либо дерево, что предпочтительнее, либо керамическая плитка под натуральный камень, в зонах, где это необходимо. Если это дерево, то желательны широкие грубые на вид доски, а не изящный классический паркет. Чем брутальнее он будет — тем лучше.

Стены можно штукатурить, белить, оставлять фрагменты каменной кладки, ну и конечно, дерево никто не отменял...

Во-вторых, яркого освещения на ранчо быть не может, тут всегда приглушённый свет и царит полумрак. Светильники, как правило, сделаны из тёмного дерева и тёмного же металла. Они повторяют по форме то колесо телеги, то рога животного... Органично смотрятся на ранчо и стилизованные керосиновые лампы начала ХХ века. Используют чаще всего лампы накаливания, т. к. они дают уютный, тёплый свет, похожий на огонь. А чтобы сомнений совсем не оставалось в том, что вы живёте на ранчо, дизайнеры прибегают к патронам светильников, выполненных в форме восковых свечей. Огонь в камине дополнит картину и создаст полную иллюзию пребывания на ферме ковбоя.

В-третьих, бытовая техника усиленно маскируется. Так как без посудомоечной и стиральной машин жизнь не жизнь, а без телевизора и компьютера (конечно, с интернетом) тем более, то архитекторам и дизайнерам приходится проявлять чудеса находчивости и смекалки — и прячут они всю дорогую нашему сердцу технику, как правило, в шкафы и ниши или красят под цвет дерева.

Что касается ярких акцентов и деталей, которые призваны подчеркнуть дух приключений, кладоискателей, близость к индейцам навахо и свою принадлежность к ковбоям, то их порой добавляют даже слишком много. Здесь, конечно, важно не переборщить, а то ранчо превратится в сувенирную лавку — забавную и интересную (особенно для детей), но не имеющую ничего общего с истинным духом ковбоя. Вспомните, ведь настоящий ковбой немногословен, сдержан, человек дела, а не слова... уж он не стал бы «наряжать» свой дом милыми, но бесполезными безделушками. Подумайте, какой ковбойской атрибутике в вашем доме уместно быть: сапоги со шпорами, сёдла, шляпы, хлысты, шкуры, перья, сундуки, томагавки, одеяла навахо, медная и керамическая утварь, кактусы для южноамериканского колорита... всё это очень мило и, конечно, не воспрещается добавлять яркие акценты в интерьер, только не всё сразу — это уж точно.

Post Scriptum

Итак, «ферме» быть. И даже небольшой участок не помеха для того чтобы построить собственное ранчо, которое радовало бы и детей, и взрослых: с одной стороны, своей суровой красотой и простотой, а с другой — праздничной атмосферой, забавной и любимой с детства игрой.

В конце концов, на ранчо можно выбрать себе любую роль. Быть созерцателем природы или усталым и одиноким странником; любимцем женщин или искателем приключений и кладоискателем; бесстрашным наездником или преданным другом индейцев... впрочем, можно быть бесстрашной и заботливой подругой ковбоя...

Каков дом — таковы и игры, и, в конечном итоге, жизнь.

Текст: Ксения Кидяева

«Загородное строительство» № 10 (50), октябрь 2009 г.

Похожие статьи: