Дом с эмоциями, или картины на стекле

При слове «витраж» у большинства из нас в воображении возникнет удивительное по красоте окно, имеющее мозаичную структуру и яркое красочное наполнение – картина, перекочевавшая в оконный проём. В современном исполнении витражи – это не только окна, но и масса других деталей интерьера, которые наполняют дом эмоциями и настроением.

Слово «витраж» пришло в русский язык из Франции (vitrail), однако оба этих термина восходят к латинскому «vitrum», что в переводе значит «стекло». Уникальные свойства стекла позволяют создавать отличные световые эффекты в архитектуре и дизайне интерьера.

Совет

Во все времена витражу приписывалась определённая смысловая нагрузка – просветлять душу. Витражное стекло с его игрой света очень уютно, что особенно актуально для унылого Петербургского климата. Поэтому (и не только поэтому) витраж может и должен становиться центральной декоративной темой всего интерьера.

Максим Поципух,
художественная студия «ДА»

Витражами называют прозрачные картины и узоры, выполненные из стекла или на стекле. Обычно их устанавливают в световых проёмах: окнах, дверях, фонарях. Там, где они могут продемонстрировать свою привлекательность и декоративность. В настоящее время, витражи значительно расширили зону своего присутствия, теперь их можно также увидеть в ширмах, колоннах, фасадах кухонной мебели, плафонах, сводах, куполах, дверях шкафов-купе, перегородках в ванной комнате и даже часах...

Витраж соединяет в себе эстетику и функциональность. Красиво отгородиться от внешнего мира, но остаться «на связи» при помощи света, проникающего в ваш дом через хрупкую, утончённую мозаику, создать произведение искусства, там, где раньше это казалось невозможным, наполнить пространство «живой» игрой цвета и бликов солнца – это под силу только витражу.

Чтобы витраж «радовал» глаз, нужно следовать нескольким нехитрым правилам его размещения. Во-первых, дом должен соответствовать этому старинному виду декоративного искусства. Это не значит, что обстановка в доме должна быть выполнена в духе «викторианской эпохи», витраж тем и уникален, что он прекрасно вписывается практически в любое стилистическое направление (будь то классика, эклектика, модерн или хай-тек), однако интерьер должен «выдержать» сильную доминанту витража, не затеряться на его фоне, соответствовать ему. Во-вторых, число витражей должно быть строго дозировано, иначе они будут подавлять. И, в-третьих, если вы разместили один витраж, его необходимо «поддержать», если уж не витражом, то по крайне мере другим элементом декора, столь же эмоциональным и выполненным в единой с ним манере. Здесь, конечно, необходимо обладать совершенным вкусом, либо воспользоваться услугами профессионального дизайнера.

Совет

Обращайтесь только в профессиональные фирмы, которые вызывают у вас доверие и заинтересованы в изготовлении качественного продукта. Немаловажное значение имеет и доброжелательность сотрудников. Любую работу можно сделать как очень хорошо, так и очень плохо, очень дорого или очень дёшево. А заказчик ведь приходит, чтобы доверить профессионалу создание своего комфорта. Если витраж сделан недовольным мастером, то уют такое «произведение» не принесёт.

Максим Поципух,
художественная студия «ДА»

Витраж в окне всегда символизировал древность и знатность рода владельца дома. Если вы всё-таки отважились на оконный витраж, то знайте, традиционно они размещались в комнатах, предназначенных для отдыха, таких, как будуар, курительная, ванная. Также ими украшали столовые, библиотеки, домовые церкви... То есть те помещения, где хочется укрыться от назойливых взглядов, или отгородиться от внешнего мира, чтобы он не отвлекал от внутреннего. Однако прежде чем устанавливать витражное окно, необходимо осознать, что цветное стекло частично поглощает свет, а значит, затемняет помещение. Поэтому на южной стороне, можно позволить себе более яркие и насыщенные цвета, а вот на северной – лучше обойтись мягкими, пастельными, светлыми тонами или же предпочесть неяркий матовый витраж, не препятствующий проникновению дневного света.

Эволюция стекла

История витража имеет длинный путь. Первыми цветное стекло научились изготавливать египтяне. Затем пальма первенства перешла к Византии. Настоящий расцвет витражного искусства наступил в X — XI веках, в эпоху Cредневековья. Постепенно открытие новых и усовершенствование традиционных технологий привело к тому, что палитра цвета стала расширяться, появилась возможность изготавливать стёкла больших размеров.

Особой популярностью витражи пользовались и у наших соотечественников. Первоначально они были предметом роскоши, но с течением времени стали доступны большому числу заказчиков-домовладельцев. Они начали использоваться повсеместно: стеклянные потолки, лестничные окна, мебельные дверцы, рекламные вывески и даже ограды домов. Установлено, что в период с 1890 по 1917 в Петербурге работало около 20 мастерских, в которых изготавливали витражи.

Сейчас интерес к витражам вновь значительно возрос. Это обусловлено и ростом благосостояния граждан, и появлением новых технологий изготовления витражей, благодаря которым витражное искусство становится всё более изысканным и доступным.

Технология создания витражей

На сегодняшний день существует несколько технологий изготовления витражей: фьюзинг, классический (наборный) витраж, тиффани, роспись по стеклу, ультрафиолетовая склейка, гравировка, плёночные витражи, комбинированные витражи и др. Наиболее распространены витражи тиффани и фьюзинг.

Технология создания витражей состоит из нескольких этапов. Для начала необходимо выбрать рисунок, сюжет будущей стеклянной картины. Затем он преобразуется в шаблон, по которому в дальнейшем разрезают цветное стекло. Кусочки стекла вставляют в специальный профиль, раньше в – свинцовый, а в наши дни используют латунь, мельхиор, медь, бронзу. Так создаётся классический или настоящий наборный витраж. Замечательная техника, но в ней достаточно тяжело или практически невозможно объединить очень мелкие детали.

– Когда витраж стал возрождаться, технология его изготовления претерпела некоторые изменения, – говорит Максим Поципух, представитель художественной студии «ДА». – Раньше в витражах применялось большое количество свинца, который ненадёжен и к тому же вреден. Из-за больших размеров он мог прогибаться и «плыть». Сейчас же используется прочная протяжка – профиль. Технология изготовления имеет важнейшее значение при создании настоящего предмета искусства – при использовании плохого оборудования сложно получить что-либо хорошее.

Современные мастера подгоняют стекло алмазными машинками. Машины для перемалывания стекла экономят время и освобождают от вредной работы. С появлением специальных печей получили своё распространение техники фьюзинга и молирования.

Витраж от Тиффани

Витражи тиффани названы так в честь Луиса Комфорта Тиффани – знаменитого американского декоратора, одного из самых успешных и продвинутых дизайнеров своего времени. Он усовершенствовал классическую технологию создания витража. Его заслугой и новаторством было то, что вместо свинца он предложил оборачивать стёкла липкой медной фольгой. Более того, ему удалось внедрить эту технологию в широкое производство.

Суть этой техники сводится к тому, что каждый кусок стекла по краю плотно оборачивается тонкой медной лентой. Эти куски прижимают друг к другу, выкладывая по рисунку, и пропаивают оловянным припоем. Когда собрано всё, жилки из олова протирают раствором кислоты, и швы приобретают тёмный цвет. В конце процесса витражное полотно одевают в профиль, после чего витраж становится прочным и завершённым.

Благодаря этому способу удалось придать изящность витражам. Есть и ещё одно явное преимущество витражей тиффани: фольга позволяет соединять кусочки под любым углом друг к другу, поэтому витраж можно делать не только плоским, но и объёмным, выпуклым или вогнутым. При помощи этой техники изготавливаются витражи любой степени сложности. Появилась возможность широкого применения витража в изготовлении бра, люстр, торшеров, настольных ламп, можно изготавливать и так называемые выносные элементы: бабочки, стрекозы, цветы и т. д.

Фьюзинг

Фьюзинг (с англ. fusing – нагрев, плавка, оплавление, спекание) – это единый сплав стекла при температурах от 600 до 9000С, в нем отсутствуют металлические соединения между стёклами. Преимущество новой технологии, по которой создаются витражи фьюзинг, в возможности создания рельефа (в элементах декора, часах и стеклянной посуде). При нагреве стекло размягчается, и детали изделия спекаются между собой. Чтобы создать витраж по такой технологии, надо на цельном пласте стекла собрать рисунок будущего витража из кусочков цветного стекла. Затем стекло разогреть в специальной печи до температуры 850 градусов и спечь в цельный пласт. Такой витраж может иметь различную форму, толщину и фактуру. В зависимости от выбранного температурного режима слои могут растекаться, смешиваться или же оставаться в неизменном виде и сохранять чёткие очертания. Можно создать объёмный и выпуклый рисунок или абсолютно плоский.

Фьюзинг часто используется для изготовления столешниц, зеркал, декоративной посуды, абажуров, циферблатов для часов, архитектурных элементов, декоративных панно, вставок в дверь или окно, ширм и т. д. Выглядят такие витражи современно и пользуются заслуженной популярностью по большей части в интерьерах постмодернизма и хай-тека.

Одной из разновидностей фьюзинга является клееный фьюзинг. Эта техника позволяет стеклянный витраж сделать абсолютно любого размера, однако при ближайшем рассмотрении видны следы клея. Вообще те, кто начинает интересоваться фьюзингом, в последствии переходят на тиффани, т. к. техника тиффани более элегантная и соответственно более распространенная.

Иные техники

Существуют также расписные витражи. Создание таких витражей трудоёмкий процесс. При этой технике на стекло наносится несколько слоёв специальной краски. Стекло после этого (для закрепления краски) обжигается в печи, и композиции придаётся законченный вид. Подобная технология подходит в том случае, если надо выполнить, к примеру, изображение лица человека.

Комбинированный витраж – витраж, в котором используется объединение элементов нескольких техник. Такие витражи создаются редко, т. к. комбинаторика в материалах сложна и технически, и творчески.

Техника плёночных витражей является скорее имитацией витража (так же как искусственные цветы). Выполняется на обычном листовом стекле или же на акриловом, методом наклейки специальных цветных плёнок. Псевдовитраж уступает по красоте и глубине цвета, но стоит в 2–4 раза дешевле.

Матовое совершенство

Многие к технике витража относят пескоструйный рисунок, но это скорее способ обработки стекла, нежели витраж. Стекло обрабатывается сжатым воздухом с абразивным песком и за счёт контраста с прозрачным или матовым фоном, получается рисунок. При этой технологии важным и наиболее трудоёмким является подготовительный этап, когда разрабатывается шаблон, аппликация, удаляются элементы.
Чтобы получить наибольший художественный эффект, отдельные части будущего «витража» дополнительно гравируются, шлифуются и заливаются стеклоэмалью. Если рисунок подсветить, то он будет как бы светится изнутри, что смотрится свежо и красиво.

Изделия из художественной пескоструйки сейчас широко распространены, их можно увидеть и на зеркале с декоративной отделкой, и на стеклянных столешницах, и на стёклах для межкомнатных дверей, и на мебельных фасадах. Главным преимуществом этого метода является то, что такие изделия долговечны, отличаются высокой стойкостью узора к внешним воздействиям — изображение не стирается и остаётся навечно.

Стоимость пескоструйки зависит от насыщенности рисунка, количества уровней, глубины обработки и толщины стекла.
Витраж в доме – не просто красивая милая вещица, которой восхищаются гости, – это высокохудожественный арт-объект, достойный вашего внимания, приносящий гармонию и уют в дом. А дальше, как поётся в песне, «думайте сами, решайте сами: иметь или не иметь...»

Текст: Ксения Кидяева
Консультант и фото:
Художественная студия «ДА»

«Загородное строительство», № 7 (35), 2008 г.

 

Похожие статьи: